98 обобщения эмпирических фактов. Оказалось, что теория хотя и обусловлена опытом, но непосредственно не может быть получена из индуктивного обобщения опытных данных. «На чрезвычайную важность этого обстоятельства неоднократно обращали внимание классики современного естествознания, В частности А. Эйнштейн расценивал его как основной методологический урок, который должен извлечь физик-теоретик из исторического развития науки» пишет В.С. Степин, своем сочинении [195, с. 9]. Чтобы зафиксировать в познании законы взаимодействия природных объектов, человек должен изменять отношение к внешней действительности. Осуществляя такие изменения, он действует по образу и подобию природы, ибо ее объекты не являются изолированными друг от друга, а всегда оказывают друг на друга различные влияния, изменяя свои состояния. Поскольку объекты не могут существовать в отрыве от их взаимодействия (материя не существует вне движения), постольку как раз через взаимодействие, вмешиваясь в протекание природных процессов, познающий субъект способен познать природу в ее объективности такой, какой она есть сама по себе. Через взаимодействие и изменение объектов он выявляет объективные законы природы. Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (меняет тс или иные ее стороны и качества) и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и ничтожности, делает ее само-в-себе и само-для-себя сущей объективно истинной) [106, с. 10]. Сам процесс научного исследования предстает в своей основной части как построение особых схем (моделей) предметной стороны практики, в которых фиксируются в чистом виде устойчивые связи предметных отношений и взаимодействий, характеризующий некоторый, потенциально заданный класс практических ситуаций (настоящего и будущего). В научном познании построение таких схем осуществляется путем операций с так называемыми идеальными объектами, которые замещают и представляют в познании некоторые предметы, свойства и отношения, выявленные человеческой деятельностью. |
74 индуктивного обобщения опытных данных. На чрезвычайную важность этого обстоятельства неоднократно обращали внимание классики современного естествознания. В частности А. Эйнштейн расценивал его как основной методологический урок, который должен извлечь физик-теоретик из исторического развития науки.1 2 Чтобы зафиксировать в познании законы взаимодействия природных объектов, человек должен изменять внешнюю действительность. Осуществляя такие изменения, он действует по образу и подобию природы, ибо ее объекты не являются изолированными друг от друга, а всегда оказывают друг на друга различные влияния, изменяя свои состояния. Поскольку объекты не могут существовать в отрыве от их взаимодействия (материя не существует вне движения), постольку как раз через взаимодействие, вмешиваясь в протекание природных процессов, познающий субъект способен познать природу в ее объективности такой, какой она есть сама по себе. Через взаимодействие и изменение объектов он выявляет объективные законы природы. Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (^меняет те или иные ее стороны и качества) и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и ничтожности, делает ее само-в-себе и само-для-себя сущей ^объективно истинной). Сам процесс научного исследования предстает в своей основной части как построение особых схем (моделей) предметной стороны практики, в которых фиксируются в чистом виде устойчивые связи предметных отношений и взаимодействий, характеризующий некоторый, потенциально заданный класс практических ситуаций (настоящего и будущего). В научном познании построение таких схем осуществляется путем операций с так называемыми идеальными объектами, которые 1 Степин В.С. Становление научной теории. М., 1976. С.9. 2 Там же. С. 10. 75 замешают и представляют в познании некоторые предметы, свойства и отношения, выявленные человеческой деятельностью. Идеальные объекты вначале возникают как результат абстрагирования свойств и отношений вещей, выявленных в реальной практике. Изменяя природу, человек обнаруживает устойчивые и повторяющиеся свойства вещей и относительную независимость одних свойств от других. Замещая эти относительно независимые свойства и корреляции вещей знаками, он создает первые абстракции. Если на ранних этапах построения научных знаний как первичных идеальных объектов, их отношения выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые объекты, то теперь научное познание делает следующий шаг. Оно начинает строить сам фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет' созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются в ранее сложившихся системах знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при создании новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сеть отношений», которая выбирается предварительно и выступает в качестве некоторого идеализированного и схематизированного образа реальных предметных связей, выявленных предшествующим развитием познания и практики. Указанные отношения определяют способы оперирования с идеальными объектами, благодаря которым на их основе можно конструировать новые объекты внутри создаваемой теоретической системы. В плане знаковой формы эта «сеть отношений» представлена связями между исходными (терминами) создаваемой системы языка и правилами преобразования знаков, свойственными данной системе. |