этом цель программы будет определяться исходя из целей данных местных условий. Рассмотренные три уровня обучения проектированию можно представить в виде цепочки, показывающую непрерывную систему деятельности по проектированию содержания экскурсионной программы «сверху-вниз», которая включает в себя такие процессы, как целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование и т.д. Целеполагание как статичный процесс проектирования иерархичных целей на каждом его уровне [84]. Мониторинг как процесс обратной связи, определяющий необходимость внесения изменений и корректив на каждом уровне проектирования. Моделирование и конструирование, которые являются одними из этапов педагогического проектирования, могут рассматриваться в этой системе специфическими слоями в рамках проектировочной деятельности на каждом ее уровне. Данная цепочка деятельности по проектированию содержания образования представлена на схеме 1. Целью и задачами нашего исследования определено изучение программного уровня проектирования, хотя рассматривать его абстрагировано невозможно, так как концептуальный уровень всегда направлен в разрешаемое русло, а технологический подсказывает посредством практического опыта различные варианты систематизации и структуризации имеющегося материала. Необходимо сразу уточнить тот факт, что логика и процесс проектирования у каждого человека свои, так как проектирование рассматривается многими исследователями как творческая деятельность (Г.Е. Муравьева, Е.С. Заир-Бек, B.C. Леднев). Но при этом разработка и составление экскурсионных туристских программ в любом случае должно проходить через следующие этапы, определенные нами для педагогического проектирования: ориентационный, аналитический, моделирование, конструирование, практический и оценочный. |
ва: ландшафно-архитектурного, культурыо-познавательного и т.д. На входе данной системной составляющей будет находится государственный заказ и различные местные условия, влияющие на отличие одних программ от других национальные традиции, инновационные подходы, региональные особенности, углубленное изучение отдельных предметов или цикла и т.д. всего, что определяет стратегию вариативности в России, и что является главной целью программного этапа проектирования содержания. На выходе мы получаем готовый к планированию и организации учебного процесса программный продукт документ, определяющий содержание экскурсионной программы. Последний, технологический уровень проектирования определяется нами как уровень, связанный с проверочными действиями по созданию и реализации технологий обучения. Основой для проектирования содержания учебного процесса (фактически технологий обучения) является программа и необходимые средства обучения материально-техническое оснащение, учебно-методические комплекты, а также психолого-педагогические особенности обучающихся. На выходе этой системы получается документ, который становится основой развития социального туризма в регионе. При этом цель программы будет определяться исходя из целей данных местных условий. Рассмотренные три уровня обучения проектированию можно представить в виде цепочки, показывающую непрерывную систему деятельности по проектированию содержания экскурсионной программы «сверху-вниз», которая включает в себя такие процессы, как целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование и т.д. Целеполагание как статичный процесс проектирования иерархичных целей на каждом его уровне © 1 1 7 * . Мониторинг как процесс обратной связи, определяющий необходимость внесения изменений и корректив на каждом уровне проектирования. Моделирование и конструирование, которые являются одними из этапов педагогического проектирования, могут рассматриваться в этой системе специфическими слоями в рамках проектировочной деятельности на каждом ее уровне. Данная цепочка деятельности по проектированию содержания образования представлена на схеме 5. Целью и задачами нашего исследования определено изучение программного уровня проектирования, хотя рассматривать его абстрагировано невозможно, так как концептуальный уровень всегда направлен в разрешаемое русло, а технологический подсказывает посредством практического опыта различные варианты систематизации и структуризации имеющегося материала. Необходимо сразу уточнить тот факт, что логика и процесс проектирования у каждого человека свои, так как проектирование рассматривается многими исследователями как творческая деятельность (Муравьева Г.Е., Заир-Бек Е.С., Ледиев B.C.). Но при этом разработка и составление экскурсионных туристских программ в любом случае должно проходить через следующие этапы, определенные нами для педагогического проектирования: ориентационный, аналитический, моделирование, конструирование, практический и оценочный. Обратимся к логике проектирования как творческой деятельности, которую Е.С. Заир-Бек рассматривает в трех планах: научном, художественном (искусство) и технологическом © 2 8 * . Научная логика в проектировании: идея гипотеза выбор варианта решения исследование продукт ценность продукта. Художественная логика в проектировании: замысел разработка и реализация продукт ценность продукта. |