Обратимся к логике проектирования как творческой деятельности, которую1 Е.С. Заир-Бек рассматривает в трех планах: • научном, художественном (искусство) и технологическом [74]. Научная логика в проектировании: идея гипотеза выбор варианта решения исследование продукт ценность продукта. Художественная логика в проектировании: замысел разработка и реализация продукт ценность продукта. Технологическая логика в проектировании: постановка цели разработка способа достижения организация процесса достижения результат продукт оценка продукта. Проведенные исследования показали, что студенты с доминирующим правым полушарием головного мозга используют, очевидно, логику искусства при проектировании. Студентов с доминирующим левым полушарием можно разделить на две группы: с научным складом ума и с практическим складом ума. Первые из них опираются на научную логику проектирования, вторые на технологическую [74]. Данные модели логики проектирования людьми с различными доминантами мышления не противоречат предлагаемым этапам проектирования, они лишь еще раз подчеркивают влияние субъективного фактора личности проектировщика (преподавателя), и объясняют, что эти этапы каждый преподаватель может проходить по-разному. Главным условием обеспечения проектирования экскурсионных туристских программ в студенческой среде является их обучение основам проектирования и знакомство с содержанием культурно-познавательных, ландшафно-архитектурных и социально-админитсративных особенностей малого регионального города. Проведенное нами исследование (анкетирование студентов) показало, что только 8% среди них могут самостоятельно разработать экскурсионную программу, соответствующую условиям региона. |
проектирования иерархичных целей на каждом его уровне © 1 1 7 * . Мониторинг как процесс обратной связи, определяющий необходимость внесения изменений и корректив на каждом уровне проектирования. Моделирование и конструирование, которые являются одними из этапов педагогического проектирования, могут рассматриваться в этой системе специфическими слоями в рамках проектировочной деятельности на каждом ее уровне. Данная цепочка деятельности по проектированию содержания образования представлена на схеме 5. Целью и задачами нашего исследования определено изучение программного уровня проектирования, хотя рассматривать его абстрагировано невозможно, так как концептуальный уровень всегда направлен в разрешаемое русло, а технологический подсказывает посредством практического опыта различные варианты систематизации и структуризации имеющегося материала. Необходимо сразу уточнить тот факт, что логика и процесс проектирования у каждого человека свои, так как проектирование рассматривается многими исследователями как творческая деятельность (Муравьева Г.Е., Заир-Бек Е.С., Ледиев B.C.). Но при этом разработка и составление экскурсионных туристских программ в любом случае должно проходить через следующие этапы, определенные нами для педагогического проектирования: ориентационный, аналитический, моделирование, конструирование, практический и оценочный. Обратимся к логике проектирования как творческой деятельности, которую Е.С. Заир-Бек рассматривает в трех планах: научном, художественном (искусство) и технологическом © 2 8 * . Научная логика в проектировании: идея гипотеза выбор варианта решения исследование продукт ценность продукта. Художественная логика в проектировании: замысел разработка и реализация продукт ценность продукта. 83 Технологическая логика в проектировании: постановка цели разработка способа достижения организация процесса достижения результат продукт оценка продукта. Проведенные исследования показали, что студенты с доминирующим правым полушарием головного мозга используют, очевидно, логику искусства при проектировании. Студентов с доминирующим левым полушарием можно разделить на две группы: с научным складом ума и с практическим складом ума. Первые из них опираются на научную логику проектирования, вторые на технологическую © 2 8 * . Данные модели логики проектирования людьми с различными доминантами мышления не противоречат предлагаемым этапам проектирования, они лишь еще раз подчеркивают влияние субъективного фактора личности проектировщика (учителя), и объясняют, что эти этапы каждый учитель может проходить по-разному. Главным условием обеспечения проектирования экскурсионных туристских программ в студенческой среде является их обучение основам проектирования и знакомство с содержанием культурно-познавательных, ландшафно-архитектурных и социально*админитеративных особенностей регионального малого города. Проведенное нами исследование (анкетирование студентов) показало, что только 8 % среди них могут самостоятельно разработать экскурсионную программу, соответствующую условиям региона. В связи с этим для теоретического обучения студентов основам проектирования содержания экскурсионных туристских программ, была применена логико-смысловая модель (рисунок 6 ). |