Пространной Русской Правды можно было безнаказанно убить вора до рассвета, после рассвета вора нужно было отвести для наказания на княжий двор. Княжеская власть становилась гарантом правопорядка в обществе. К княжескому суду относились с большим почтением и суеверным страхом. Это обусловливалось особым восприятием личности князя. На него смотрели как на правителя, отвечающего за исход войны, урожаи, погоду, смертность, а также справедливое разрешение внутриобщинных конфликтов. Исследованием установлено, что сложившаяся кастовость профессионального дела имела свои положительные и отрицательные стороны. Так, накопленный профессиональный опыт передавался из поколения в поколение, из рода в род. Вместе с тем, прошлый опыт принимался зачастую некритически, что тормозило развитие их профессиональной подготовки. Будущие военачальники из числа княжеских детей проходили воспитание и обучение у кормильцев из числа воевод, знатных бояр, живших в отдельных волостях, входивших в состав владений отца. Княжичи очень рано привлекались к военной и политической деятельности. Так, Игорь Святославович, герой «Слова о полку Игореве», в восемь лет принимал участие в княжеском съезде. В дальнейшем, начиная с XIII века, профессиональная подготовка князей осуществлялась при дворе отца наставниками-дядьками1. Как свидетельствует Поучение Владимира Мономаха детям, система древнерусского профессионального воспитания и обучения базировалась на идее защиты Родины и вырабатывала у княжичей и дворян понимание необходимости борьбы с врагами. «Смерти ведь дети не бойтесь <...> мужской долг исполняйте. Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», размышлял Мономах в письме к Олегу Святославовичу. Многие источники свидетельствуют о том, что воины-славяне тех времен были обучены на уровне первоклассных армий. Перед началом боевых действий древнерусские военачальники считали необходимым обратиться с мобилизующим пламенным словом, напутственной речью к своим соратникам. «Бра1 См.: Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М.: Воениздат, 1992. 23 |
не способствовало качеству подготовки1. Будущие военачальники из числа княжеских детей проходили воспитание и обучение у кормильцев из числа воевод, знатных бояр, живших в отдельных волостях и входивших в состав владений отца. Княжичи очень рано привлекались к военной и политическойдеятельности'ТакИгориСвятославович, герой «Слова о полку Игореве», в восемь лет принимал участие в княжеском съезде. Начиная с XIII века военная подготовка князей осуществлялась при дворе отца наставниками-дядьками. Как свидетельствует поучение Владимира Мономаха детям, система древнерусского воинского воспитания и обучения базировалась на идее защиты родины, вырабатывала у княжичей и дворян неустрашимость в борьбе с врагами. «Смерти ведь дети не бойтесь... мужской долг исполняйте. Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», размышлял Мономах в письме к Олегу Святославовичу2. Многие источники свидетельствуют о том, что воины-славяне тех времён были обучены на уровне первоклассных армий. Перед началом боевых действий древнерусские военачальники считали необходимым обратиться с мобилизующим пламенным словом, напутственной речью к соратникам. Они призывали воинов к героизму, храбрости, доблести и бесстрашию в бою за честь и достоинство Отечества. В середине XVI века появились стрелецкие войска, комплектуемые из городского и сельского населения. Стрелецкие командиры-десятники, пятидесятники и сотники формировали у рядовых стрельцов военную смекалку, храбрость, способность быстро принимать решения, а также умело действовать слаженно, взаимодействовать с соседними частями и подразделениями, согласованно противостоять врагу. Кроме того, 63 1 См.' Амельченко В. В. Дружины военной Руси. М.: Воениздат. 1992. 2 Антология педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XIV -XVII вв. М: Педагогика, 1985. С. 169. |