Проверяемый текст
Зеленская, Неля Васильевна. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров (Диссертация 2008)
[стр. 24]

тие и дружина!» так начинали свое воззвание полководцы и призывали воинов к героизму, храбрости, доблести и бесстрашию в бою за честь и достоинство своего Отечества1.
Консолидационные тенденции общественной жизни России монгольского периода привели к отходу от времени княжеской вольницы и созданию постоянного войска в стране.
В середине XVI века возникают стрелецкие войска, комплектуемые из свободного городского и сельского населения.
Стрелецкие командиры-десятники, пятидесятники и сотники формировали у рядовых стрельцов военную смекалку, храбрость, способность быстро принимать решения, а также
умение действовать слаженно, взаимодействовать с соседними частями и подразделениями, согласованно противостоять врагу.
Наряду с этим практиковалось обучение чтению по азбуке, часослову, псалтырю, общим навыкам письма, пению церковных псалмов.
Учитывая все это, можно вполне уверенно утверждать, что профессионально-педагогическая практика в стрелецких войсках, а, следовательно, и уровень дидактической системы, поднялись на новую, более высокую ступень по сравнению с княжескими дружинами.
В XVII веке
продолжается рост русской армии.
Регулярнее и разнообразнее становилась практика обучения и воспитания личного состава.
Так, военный историк А.З.
Мышлаевский в книге «Офицерский
вопрос в XVII веке» показывает, что в русской армии предъявлялись довольно высокие требования к начальным людям, особенно нравственного характера.
Прежде всего, к ним относилось общее требование: «ратному человеку надобно быть
зерцалу учтивости, чести и чувству».
Далее, как представитель государственной власти, начальный человек должен быть охранителем «государевой чести» и «службы ратных дел».
Он должен предупреждать всякую измену, «никого не грабити и не побивати», емкому не читать «насильства и убытка, <...> заботиться о предупреждении побегов и не отпускать никого со службы без государева указа».
1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв.
М.: Педагогика.
1985.
С.
169.

24
[стр. 63]

не способствовало качеству подготовки1.
Будущие военачальники из числа княжеских детей проходили воспитание и обучение у кормильцев из числа воевод, знатных бояр, живших в отдельных волостях и входивших в состав владений отца.
Княжичи очень рано привлекались к военной и политическойдеятельности'ТакИгориСвятославович, герой «Слова о полку Игореве», в восемь лет принимал участие в княжеском съезде.
Начиная с XIII века военная подготовка князей осуществлялась при дворе отца наставниками-дядьками.
Как свидетельствует поучение Владимира Мономаха детям, система древнерусского воинского воспитания и обучения базировалась на идее защиты родины, вырабатывала у княжичей и дворян неустрашимость в борьбе с врагами.
«Смерти ведь дети не бойтесь...
мужской долг исполняйте.
Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», размышлял Мономах в письме к Олегу Святославовичу2.
Многие источники свидетельствуют о том, что воины-славяне тех времён были обучены на уровне первоклассных армий.
Перед началом боевых действий древнерусские военачальники считали необходимым обратиться с мобилизующим пламенным словом, напутственной речью к соратникам.
Они призывали воинов к героизму, храбрости, доблести и бесстрашию в бою за честь и достоинство Отечества.
В середине XVI века появились стрелецкие войска, комплектуемые из городского и сельского населения.
Стрелецкие командиры-десятники, пятидесятники и сотники формировали у рядовых стрельцов военную смекалку, храбрость, способность быстро принимать решения, а также
умело действовать слаженно, взаимодействовать с соседними частями и подразделениями, согласованно противостоять врагу.
Кроме того, 63 1 См.' Амельченко В.
В.
Дружины военной Руси.
М.: Воениздат.
1992.
2 Антология педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XIV -XVII вв.
М: Педагогика, 1985.
С.
169.


[стр.,64]

64 практиковалось обучение чтению по азбуке, часослову, псалтырю, общим навыкам письма, пению церковных псалмов.
Педагогическая практика в стрелецких войсках поднялась на новую, более высокую ступень по сравнению с княжескими дружинами.
В XVII веке
продолжался качественный рост русской армии.
Практика обучения и воспитания личного состава
становилась регулярнее и разнообразнее.
Военный историк А.З.
Мышлаевский в книге «Офицерский
корпус в XVII веке» показывает, что в русской армии предъявлялись довольно высокие требования к людям, особенно нравственного характера.
Прежде всего, к ним относилось общее требование: «ратному человеку надобно быть
зерцалом учтивости, чести и чувства».
Как представитель государственной власти,
военный человек должен был «охранять государственную честь» и предупреждать всякую измену, «никого не грабити и не побивати, не чинить насильства и убытка».
Постепенно росли требования к военной подготовке руководящих кадров, «начальных людей» в войске.
От них требовалось умение владеть оружием, искусство в военном деле, опытность и мудрость.
Вместе с тем при наличии местничества талант, знание и опыт людей не имели значения при назначении на должность.
В начале XVII века в России появились первые собственно военные книги.
Особое место среди них занимает «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», который включал в себя 663 указа и статьи.
Данный труд свидетельствует об определённой развитости военнопедагогического понимания проблемы подготовки военных кадров.
Этот и другие труды способствовали совершенствованию обучения и воспитания русских войск, поскольку определяли их исходные целевые установки.
Таким образом, к исходу XVII века зародившаяся в Древней Руси и совершенствовавшаяся в дальнейшем педагогическая мысль и практическая деятельность по профессиональному образованию военных кадров создали

[Back]