Постепенно росли требования к профессиональной подготовке начальных людей в войске. От них требовалось умение владеть оружием, искусство в ратном деле, опытность и мудрость. «Ратная мудрость, говорилось в одном документе, есть единая и прямая мудрость, которая опричь богословия, паче и превыше всех иных мудростей». Вместе с тем, при наличии «местничества» талант, знание и опыт людей не имели значения при назначении на должность1. В начале XVII века в России появляются первые собственно военные книги. Особое место среди них занимает рукописная книга. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы, которая, включала в себя 663 указов и статей. Данный труд свидетельствует об определенной степени развитости педагогического понимания рассматриваемой проблемы. В то же время данный и другие труды способствовали совершенствованию обучения и воспитания российских войск, поскольку определили их исходные целевые установки. Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно выявить следующую тенденцию, что к концу XVII века, зародившаяся в Древней Руси и совершенствовавшаяся в дальнейшем, педагогическая мысль и практическая деятельность по профессиональной подготовке начальных людей создали серьезные предпосылки для нового качественного развития данного процесса в учебных заведениях силовых ведомств петровской эпохи. Этим завершился первый этап развития отечественной военной педагогики, за время которого сформировались основы создания упорядоченной российской военно-педагогической системы, что было связано с реформами Петра I и деятельностью его соратников. В это время все силовые функции государства сводились в основном к обеспечению внутренней и внешней безопасности подданных. Защитив их от «лихих» людей внутри страны, государство считало свою задачу выполненной, предоставляя затем самим подданным регулировать свои отношения. 1 См.: Ченкова В.И. Полиция и органы местного самоуправления в феодальной России XVIII века (историко-правовой аспект): автореф. дис....канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 13. 25 |
64 практиковалось обучение чтению по азбуке, часослову, псалтырю, общим навыкам письма, пению церковных псалмов. Педагогическая практика в стрелецких войсках поднялась на новую, более высокую ступень по сравнению с княжескими дружинами. В XVII веке продолжался качественный рост русской армии. Практика обучения и воспитания личного состава становилась регулярнее и разнообразнее. Военный историк А.З. Мышлаевский в книге «Офицерский корпус в XVII веке» показывает, что в русской армии предъявлялись довольно высокие требования к людям, особенно нравственного характера. Прежде всего, к ним относилось общее требование: «ратному человеку надобно быть зерцалом учтивости, чести и чувства». Как представитель государственной власти, военный человек должен был «охранять государственную честь» и предупреждать всякую измену, «никого не грабити и не побивати, не чинить насильства и убытка». Постепенно росли требования к военной подготовке руководящих кадров, «начальных людей» в войске. От них требовалось умение владеть оружием, искусство в военном деле, опытность и мудрость. Вместе с тем при наличии местничества талант, знание и опыт людей не имели значения при назначении на должность. В начале XVII века в России появились первые собственно военные книги. Особое место среди них занимает «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», который включал в себя 663 указа и статьи. Данный труд свидетельствует об определённой развитости военнопедагогического понимания проблемы подготовки военных кадров. Этот и другие труды способствовали совершенствованию обучения и воспитания русских войск, поскольку определяли их исходные целевые установки. Таким образом, к исходу XVII века зародившаяся в Древней Руси и совершенствовавшаяся в дальнейшем педагогическая мысль и практическая деятельность по профессиональному образованию военных кадров создали |