утверждения в современном мире ценностей образования для подрастающего поколения. Реформа общего и специального образования на селе должна получить прочную теоретико-методологическую базу, которая можег быть создана на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности сельской школы, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры сельского образования внедрения нетрадиционных методов обучения, в том числе интегрированного обучения. Создание новых образовательных систем должно опираться на исследование человеческой активности, учитывать опыт европейской цивилизации и традиции отечественной культуры, особенности содержания российской духовности. Одной из концептуальных проблем образования и воспитания в сельской школе являются несоответствие его содержания основным составляющим личностного бытия сельских жителей. (Н.А. Бердяев, В.В. Кожинов, А.П. Марков). Современное образование, в том числе и, особенно в сельской провинции, не ориентировано на формирование личности. Оценивая в целом сложившуюся в России систему образования, исследователи обычно констатируют, что наша страна до сих нор (и вопреки обстоятельствам последних десятилетий) обладает одним из самых образованных народов. 1% этого исходили, оценивания ситуацию образования и подчеркивая преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Однако жизнь убеждает в том, что образованность населения, оцениваемая традиционно в сугубо количественных средних показателях, еще не являются залогом успешного развития страны и общества в целом. Имеется множество фактов, свидетельствующих о том, что специалист, не отягощенный нравственностью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на |
ют важнейшую функцию; сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры, ибо массовая культура, в каждом поколении доступная большинству, гибнет почти бесследно'. Особая роль образования в жизни современного общества бьша отмечена на международной конференции, где подчеркивалось, что образование рассматривается как стратегически важная сфера человеческой жизни’. С одной стороны, оно признается в качестве главного фактора развития иусиления интеллектуального потенциала нации, еесамостоятельности и международной конкурентоспособности, сдругой— как фундаментальное условие осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав. В силу этого образованиедолжно иметь абсолютный приоритет вбюджетах всехгосударств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности. Осмысливая в этом контексте ситуацию, сложившуюся в системе высшей школы, можно констатировать, что наша страна по уровню образования занимает одно из первых мест в мире. Из этого обычно исходили, оценивая ситуацию как в образовании, так и в советском обществе, подчеркивая преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Однако жизнь убеждает в том, что образованность населения, оцениваемая традиционно в сугубо количественных средних показателях, еще не является залогом успешного развития страны и общества в целом. Более того, имеется множество фактов, свидетельствующих, что специалист, не отягощенный нравственностью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на грань необратимой катастрофы. Проект поворота северных рек на юг, вредоносные процессы в экологии, чернобыльская авария и другие беды с участием так называемого «человеческого фактора» убедительно показали, что забвение идеалов гуманизма гибельно для человечества. Постепенно растет понимание того, что литература, искусство, эстетика, история не только облагораживают душу, но и приобщают инженера, конструктора, техника к альтернативному способу мышления, снимая пресловутый технократический снобизм, формируя ответственность при принятии технических решений за судьбы ближних и человечества в целом. Изучение судеб въедающихся ученых мира показывает прямую зависимость ‘ Ч у л а к и М. М . Хранители огня ИДень науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер, конф. ... — СПб., 1996. — С. 84. ' В конференции, которая прошла в Париже в 1988 г., приняли участие более 70 лауреатов Нобелевской премии (Курьер Ю НЕСКО. — 1988. — (Июнь). — С. 34). 304 Оба эти направления имеют существенные отличия, что связано со спецификой тех сфер общественной практики, для которых готовятся специалисты, с особенностями гуманитарных и технических вузов. Недостаточно высокая эффективность гуманитаризации образования во многом обусловлена идейным кризисом системы воспитания. Отказ от чрезмерно идеологизированного подхода к воспитательной работе со студентами, имевшего место в прошлые годы, привел в итоге к практически полному отрицанию воспитания как такового. В разделе «Воспитательная работа» индивидуального плана вузовские педагоги пишут чаще всего: «воспитание через предмет». Однако жизнь убедительно показывает, что сам по себе предмет не может обеспечить высокий воспитательный потенциал. Речь идет не только о предметах естественнонаучного цикла, обращенных к сугубо рациональной сфере, но и предметах социально-гуманитарного цикла втом виде, вкаком они ныне преподаются студентам. Именно вгуманитарной сфере как нигде важна роль педагога, через личность которого студент приобщается к гуманитарной культуре. Еще одна причина низкой эффективности гуманитаризации образования — негуманпость традиционных образовательных моделей. Развитие личности всоответствии с индивидуальными потенциалами относится в них к числу периферийных проблем. Когда сущность человека жестко связывается с его социальным статусом, когда начинают «стричь всех под одну гребенку», — результаты получаются удручающие, далекие от какой бы то ни было гуманности'. В связи с этим гуманизация образования рассматривается как одно из основополагающих условий повышения эффективности высшей школы. Но для этого она должна получить прочную теоретико-методологическую базу, которая может быть создана на основе изучения антропогенных факторов профессиональной деятельности, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры образования, внедрения нетрадиционных методов обучения и др. И. Бестужев-Лада вьщеляет следующие условия гуманизации образования: 1. Дифференциация образования сообразно общественным потребностям и личным склонностям, способностям учащихся. Одним из механизмов дифференциации является довузовская профориентация, выявле‘ Бестуж евЛ ада И. В. Четыре условия гуманизации образования//День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер, конф. ...— СПб., 1996. — С. 172. 306 быть создана на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры образования, внедрения нетрадиционных методов обучения и др. Кроме этого, гуманизация образовательных систем должна опираться на исследование человеческой активности, учитывать опыт европейской цивилизации и традиции отечественной культуры, особенности содержания российской духовности. В‘четв^тых, одной из мировоззренческих проблем образования и воспитания является несоответствие его содержания проблемному полю жизни (обусловленное, как уже отмечалось, ложным представлением о сущности человеческого бытия, игнорирующим такие его атрибуты, как драматизм, борьба, страдания И Т . п.). В-пятых, современное образование не ориентировано на формирование личности. Оценивая в целом сложившуюся в России систему образования, обычно констатируют, что наша страна до сих пор (и вопреки обстоятельствам последних десятилетий) обладает одним из самых образованных народов. Из этого исходили, оценивая ситуацию в образовании и подчеркивая преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Однако жизнь убеждает в том, что образованность населения, оцениваемая традиционно в сугубо количественных средних показателях, еще не является залогом успешного развития страны и общества в целом. Более того, имеется множество фактов, свидетельствующих о том, что специалист, не отягощенный нравственностью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на грань необратимой катастрофы. Поэтому сегодняшнее общество так остро нуждается в интеллигентной, высоконравственной личности — так называемый «одномерный человек» не столь безопасен, как можно подумать: он непредсказуем в поведении, готов пойти за кем угодно и куда угодно. Целостный же человек — это многосторонняя личность с широким горизонтом мышления, умеющая жить в альтернативном мире». В связи с этим значительно возрастают роль и значение не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности за социально-экологические последствия своей деятельности. Сегодня система образованиядолжна быть ориентирована прежде всего на формирование личности, нацелена на решение наиболее существенных социально-культурных проблем. Однако это сдерживается теоретической неразработанностью сущ343 |