социализирующих задач и на достижение результатов интеграции и социализации ребенка с отклонениями в развитии. Процесс построения системы интегрированного обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии является сложноструктурным, многоаспектным и комплексным, регулируется системой принципов, которые отвечают как мировоззрению организаторов и участников процесса, так и теоретическим основаниям. В Концепции выстроена система принципов, обеспечивающих адаптацию, интеграцию, инкультурацию, социализацию в образовании, воспитании, профессиональной подготовке, трудовом обучении и воспитании, культурно досуговой деятельности. Принципы системы интегрированного обучения и воспитания: Оптимизация образовательной и социально-культурной среды обитания ребенка с отклонениями в развитии. Учитывая роль этой среды в становлении и развитии личности ребенка с отклонениями в развитии, культурно-образовательное пространство в условиях села должно стать предметом целенаправленного формирования и корректировки. Реализация данного принципа предполагает также существенный поворот всех образовательно-воспитательных и социокультурных учреждений в сторону семьи главного института воспитания. Данный принцип предполагает, что в качестве ведущего условия адаптации выступает социально-психологическая среда актуальное пространство его обитания, условие формирования и реализации его интеллектуальных, психических и физических возможностей. Смысловой основой данного принципа является культурноисторическая концепция о развитии личности как опосредованном общением процессе освоения и присвоения индивидом ценностей культуры (Л.С.Выготский). Человек в процессе взаимодействия с другими людьми, 244 |
375 Данный принцип предполагает, что в качестве ведущего условия адаптации выступает зона ближайшего развития человека, т.е. социально-психологическая среда актуальное пространство его обитания, условие формирования и реализации его интеллектуальных, психических и физических возможностей. Смысловой основой данного принципа является культурно-историческая концепция о развитии личности как опосредованном общением процессе освоения и присвоения индивидом ценностей культуры (Л.С.Выготский). Человек в процессе взаимодействия с другими .людьми, интериоризируя и оперируя знаками, языком как орудиями культуры, преобразует «натуральные» психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры», который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихичсскую плоскость1. В этой связи чрезвычайно актуальной для успешной социальной интеграции является «зона ближайшего раз• вития». Социально-культурная среда обитания это явления и феномены исторической, духовно-нравственной, художественной культуры, которые создают и определяют предпосылки личностного развития. Особое значение в процессе оптимизации социально-культурной среды обитания инвалида имеет духовно-нравственная составляющая культурного окружения. Поэтому насыщение культурного пространства духовнонравственными образами и символами важнейшее условие социально-психологической реабилитации. Это обеспечивается за счет идеитификациом* ных механизмов, определяющих внутреннюю логику и энергию личностного развития. Дело в том, что важнейшим условием формирования духовности является ориентация на абсолютные нравственные ценности. При этом духовно-нравственные ценности должны носить личностный характер. 1См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. с. 132, 219. |