Проверяемый текст
Шамсутдинова, Дильбар Валиевна; Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности (Диссертация 2002)
[стр. 385]

1 Q • Г * & & P & 385 функциональное наполнение институциональных структур, ролей, нормативных представлений, ценностных приоритетов и т.
п.
Инкультурация такой же необходимый процесс личностного развития, как и социализация, самореализация.
Именно культура является для личности решающим условием социальнокультурной интеграции.
Одновременно культурная деятельность это эффективное средство индивидуальной самореализации.
Дело в том, что социум это в определенной мере отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы, его назначение формировать «человека общественного», обеспечив его набором необходимых
ролей и технологиями их исполнения.
Культура же способствует формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Инкультурация личности в рамках социально-интеграционных и реабилитационных программ рассматривается и как компенсирующее направление, и как самостоятельная задача.
Это процесс освоения культурных ценностей, норм, смыслов, результатом которого является внутренний мир личности, ее духовность.
Человекотворческий потенциал культуры
особенно ярко проявляется в детском возрасте на этапах ранней социализации и инкультурации.
Осваивая мир культуры, ребенок не всегда воспользуется дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия.
Нередко он идет по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые.
Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с культурой не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были что условия.
Он находит свое выражение в способности преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору, т.е.
в
надеитуативном действии '.
Именно такое действие обеспечивает овладение ребенком всеобщих форм
духовно1 Ю П е т р о в с к и й В .
А .
Л и ч н о с т ь в п с и х о л о г и и : п а р
[стр. 362]

362 Следует отметить, что инкультурация представляет собой относительно самостоятельный процесс реабилитации и личностного развития инвалида, отличный от механизмов и методов социализации.
Более того, мы считаем, что инкультурация может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который особенно актуален в том случае, когда иные механизмы, и прежде всего процессе социализации, не эффективны.
Погружение в мир культуры помогает инвалиду «смириться» с неравными социальными и бытовыми условиями, вызванными характером дефекта.
Различие между процессами социализации и инкультурации определяется различием между феноменами культуры и социума.
Социум это прежде всего совокупность базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными структурами, социальных взаимодействий, отношений.
Исходными характеристиками здесь являются социальный институт, статус, социальная роль, вертикальные и горизонтальные отношения (ассоциация, диссоциация, мобильность и т.п.).
Культура же представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, носителем которых является тот или иной социальный субъект.
Та же социальная реальность здесь определяется прежде всего через содержание, которым наполняются социальные формы: функциональное наполнение институциональных структур, ролей, нормативных представлений, ценностных приоритетов и т.
п.
Инкультурация такой же необходимый процесс личностного развития, как и социализация, самореализация.
Именно культура является для личности решающим условием социально-культурной интеграции.
Одновременно культурная деятельность это эффективное средство индивидуальной самореализации.
Дело в том, что социум это в определенной мере отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы, его назначение формировать «человека общественного», обеспечив его набором не


[стр.,363]

363 обходимых ролей и технологиями их исполнения.
Культура же способствует формированию духовно целостной личности, преодолению социальноролевой ограниченности человека.
Инкультурация личности в рамках социально-интеграционных и реабилитационных программ рассматривается и как компенсирующее направление, и как самостоятельная задача.
Это процесс освоения культурных ценностей, норм, смыслов, результатом которого является внутренний мир личности, ее духовность.
Человекотворческий потенциал культуры
неоднократно подчеркивался философами, культурологами, педагогами.
Он особенно ярко проявляется в детском возрасте на этапах ранней социализации и инкультурации.
Осваивая мир культуры, ребенок не всегда воспользуется дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия.
Нередко он идет по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые.
Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с культурой не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были что условия.
Он находит свое выражение в способности преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору, т.е.
в
надситуативном действии1.
Именно такое действие обеспечивает овладение ребенком всеобщих форм
духовно-практического опыта человечества, зафиксированных в текстах культуры.
С этой точки зрения история, воспроизводство и развитие культуры в историческом времени представляют собой трансляцию от поколения к поколению всеобщей формы проблемности человеческого бытия2.
Будучи опредмеченной в человеческих вещах и способах взаимоотношения людей по поводу вещей, эта форма для каждого поколения может носить как явный, так и скрытый ха1 Петровский В А.
Личность в психологии: парадигма
субьектности.
Ростовна-Дону, 1996.
Кудрявцев ВТ.
Психическое развитие ребенка: креативная доминанта //Магистр, 1998, №3.
с.66.

[Back]