Проверяемый текст
Шамсутдинова, Дильбар Валиевна; Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности (Диссертация 2002)
[стр. 386]

1 Q • Г * & & P fr g 386 практического опыта человечества, зафиксированных в текстах культуры.
С этой точки, зрения история, воспроизводство и развитие культуры в историческом времени представляют собой трансляцию от поколения к поколению всеобщей формы
проблемиости человеческого бытия198.
Будучи опредмеченной в человеческих вещах и способах взаимоотношения людей по поводу вещей, эта форма для каждого поколения может носить как явный, так и скрытый
характер.
Но в любом случае оно объективируется в культуре и исторически транслируется от поколения к поколению.

Социальный опыт выступает для ребенка не только как совокупность общественно зталоиизированных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих задач.
В этой связи развитие психики ребенка это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры.
Поэтому процесс культурной деятельности, а стало быть, и процесс психического развития с необходимостью
приобретает черты креативного процесса.
Движущей силой психического развития ребенка
является не само по себе присвоение общечеловеческого опыта, а его проблематизация особое действие по приданию формы незавершенности, неопределенности различным компонентам развивающегося содержания социокультурного опыта: предметам культуры, их социально закрепленным образам, общественно заданным схемам действий с этими предметами, нормативным моделям построения человеческих отношений по поводу
них199.
Реабилитационный потенциал культурной деятельности обусловлен также ее социализирующими и идентификационными возможностями.

Таким образом, культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью универсального саморазвития.
На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают существенные преобразования в контексте собственной т Кудрявцев B.T.
Психическое развитие ребенка: креативная доминанта // Магистр.
199$.

ХаЗ.
С.66.
155 Кудрявцев В.
Т.
Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход.
Ч.

1, П.
Дубна, 1997.
[стр. 91]

91 его встречной активности1.
Проблемный характер культуры становится движущей силой психического развития ребенка, который в режиме резонанса взаимодействует с субъективной способностью проблсматизировать человеческий опыт в процессе его интериоризации.
Собственной активностью человек привносит в культурные феномены незавершенность, придает неопределенность содержанию социокультурного опыта (самим предметам культуры, их социально закрепленным образам, общественно заданным схемам действий с этими предметами, нормативным моделям построения человеческих отношений по поводу них)2.
Эта способность культуры вытекает из ее сущностной социальной функции быть формой накопления и трансляции как устоявшихся, апробированных норм человеческого бытия, так и инвариантных, избыточных с точки зрения насущных проблем бытия здесь и теперь.
Творческий потенциал человечества воплощается не только в «застывших» продуктах человеческой деятельности (предметах, идеях, ценностях), но и в процессе их порождения, начиная с момента переживания проблемной ситуации.
Благодаря этому культура транслирует как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные проекты.
Вступая в этот мир, ребенок попадает в атмосферу творчества, которая пробуждает соответствующие личностные реакции стимулирует ориентировочноисследовательскую, творческую, проектную деятельность.
Он «вынужден» подвергать анализу и синтезу феномены культуры, реально и идеально экспериментировать с ними, отрабатывать возможные способы преобразования ситуаций.
В итоге ребенок учится преодолевать рамки тех конкретных задач, которые ставят перед ним, видспгь новые проблемы и инициативно выдвигать новые цели и способы их решения.
1 Кудрявцев В Т.
Психическое развитие ребенка: креативная доминанта // Магистр, 1998.

->63.
С.66.
См.: Кудрявцев В.Т.
Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход.
Ч.

I, II.
Дубна, 1997.


[стр.,363]

363 обходимых ролей и технологиями их исполнения.
Культура же способствует формированию духовно целостной личности, преодолению социальноролевой ограниченности человека.
Инкультурация личности в рамках социально-интеграционных и реабилитационных программ рассматривается и как компенсирующее направление, и как самостоятельная задача.
Это процесс освоения культурных ценностей, норм, смыслов, результатом которого является внутренний мир личности, ее духовность.
Человекотворческий потенциал культуры неоднократно подчеркивался философами, культурологами, педагогами.
Он особенно ярко проявляется в детском возрасте на этапах ранней социализации и инкультурации.
Осваивая мир культуры, ребенок не всегда воспользуется дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия.
Нередко он идет по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые.
Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с культурой не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были что условия.
Он находит свое выражение в способности преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору, т.е.
в надситуативном действии1.
Именно такое действие обеспечивает овладение ребенком всеобщих форм духовно-практического опыта человечества, зафиксированных в текстах культуры.
С этой точки зрения история, воспроизводство и развитие культуры в историческом времени представляют собой трансляцию от поколения к поколению всеобщей формы
проблемности человеческого бытия2.
Будучи опредмеченной в человеческих вещах и способах взаимоотношения людей по поводу вещей, эта форма для каждого поколения может носить как явный, так и скрытый
ха1 Петровский В А.
Личность в психологии: парадигма субьектности.
Ростовна-Дону, 1996.
Кудрявцев ВТ.
Психическое развитие ребенка: креативная доминанта //Магистр, 1998,
№3.
с.66.


[стр.,364]

364 рактер.
Но в любом случае оно объективируется в культуре и исторически транслируется от поколения к поколению.

Культура выступает для ребенка не только как совокупность общественно эталоннаированных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих задач.
В этой связи развитие психики ребенка это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры.
Поэтому процесс культурной деятельности, а стало быть, и процесс психического развития с необходимо^
стъю приобретает черты креативного процесса.
Движущей силой психического развития ребенка является не само по себе присвоение общечеловеческого опыта, а его проблематизация особое действие по приданию формы незавершенности, неопределенности различным компонентам развивающегося содержания социокультурного опыта: предметам культуры, их социально закрепленным образам, общественно заданным схемам действий с этими предметами, нормативным моделям построения человеческих отношений
110 поводу них1.
Реабилитационный потенциал культурной деятельности обусловлен также ее социализирующими и идентификационными возможностями.
Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообразие частных факторов культурного развития человека и человечества, которые ребенок застает в готовой форме.
Однако без внутренней духовно-смысловой работы значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок абсолютно беспомощным существом перед лицом социокультурной реальности.
Природа (если рассматривать ее в контексте антропогенеза), изъяв из генофонда # человека инстинктивные механизмы поведения, предала свои развивающие функции культуре, которая оставляет свои творения открытыми для творче1Кудрявцев В Т.
Развитое детство и развивающее образование: культурно исторический подход.
Ч .

К П.
-Дубна, 1997.

[Back]