Проверяемый текст
Шамсутдинова, Дильбар Валиевна; Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности (Диссертация 2002)
[стр. 404]

1 Q • Г * & & P &■ 4 0 4 Существует две формы игротерапии: направленная (или директивная) это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, где в процессе игры участвует не только ребенок (который сам создает роли и игровые ситуации, воссоздавая в них деятельность и отношения взрослых и детей), но и специалист или родитель.
В них применяются методические приемы со структурированным игровым материалом и сюжетом.
К другим видам направленной игротерапии относятся игры-драматизации, занятия в театральных и кукольных кружках, познавательные игры, конкурсы, турниры, соревнования, импровизационные игры; ненаправленная (недирективная)
игротерапии ориентирована на самостоятельную игру ребенка-инвалида, где он выражает свой внутренний мир, самочувствие в процессе самостоятельно организуемых и развиваемых совместно с другими детьми сюжетов; импровизации, сочинения, проективные игры (песочные, строительные) и др.
Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы
взаимопонимания, эмоциональное сопереживание, установление правил и ограничений в игре.
Здесь взрослый может выступать как равноправный партнер, подчиняющийся правилам игры, что снимает дистанцию между ним и ребенком, раскрепощая последнего.
В выборе форм игротерапии следует исходить из задач коррекции и анализа динамики эффективности применения игровых средств и процесса социализации.
В качестве показателей такого рода можно выделить: повышение степени контактности в микросреде; участие в различных видах
деятельности; улучшение психологического самочувствия; мотивация к преодолению средовых барьеров; желание включаться в активный образ жизни; повышение интереса к явлениям жизни и др.
Среди многочисленных видов игр особый интерес вызывают так называемые проективные игры интерактивные формы осуществления социокультурной
реабилитации.
Проекция это перенос вовне состояний внутреннего мира личности (ее
переживаний, желаний), умений, возможностей.
Создавая игровые ситуации как самостоятельно, так и с
[стр. 420]

420 ношений, повышает социометрический статус, самооценку личности, улучшая тем самым общее психологическое самочувствие.
Существует две формы игротерапии: направленная (или директивная) это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, где в процессе игры участвует не только ребенок (который сам создает роли и игровые ситуации, воссоздавая в них деятельность и отношения взрослых и детей), но и специалист или родитель.
В них применяются методические приемы со структурированным игровым материалом и сюжетом.
К другим видам направленной игротерапии относятся игры-драматизации, занятия в театральных и кукольных кружках, познавательные игры, конкурсы, турниры, соревнования, импровизационные игры; ненаправленная (недирективная)
игротерапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка-инвалида, где он выражает свой внутренний мир, самочувствие в процессе самостоятельно организуемых и развиваемых совместно с другими детьми сюжетов: импровизации, сочинения, проективные игры (песочные, строительные) и др.
Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы
взаимопони• мания, эмоциональное сопереживание, установление правил и ограничений в игре.
Здесь взрослый может выступать как равноправный партнер, подчиняющийся правилам игры, что снимает дистанцию между ним и ребенком, раскрепощая последнего.
В выборе форм игротерапии следует исходить из задач коррекции и анализа динамики эффективности применения игровых средств и процесса социализации.
В качестве показателей такого рода можно выделить: повышение степени контактности в микросреде; участие в различных видах
деящ тельности; улучшение психологического самочувствия; мотивация к преодолению средовых барьеров; желание включаться в активный образ жизни; повышение интереса к явлениям жизни и др.
Среди многочисленных видов игр особый интерес вызывают так называемые проективные игры интерактивные формы осуществления социо


[стр.,421]

421 культурной реабилитации.
Проекция это перенос вовне состояний внутреннего мира личности (ее
пережиганий, желаний), умений, возможностей.
Создавая игровые ситу ации как самостоятельно, так и с
помощью взрослого, ребенок на бессознательном уровне раскрывает свой внутренний мир, тайные мысли, мечты, проблемы, тревоги, давая специалисту (педагогу, психологу, руководителю культурно-досугового коллектива) информацию о себе.
Такая проективная шровая деятельность, даже в ее простых формах (например, «песочная» игра), имеет высокую эффективность, в том числе и в области реабилитации: она способствует такпгилыюму освоению мира и осознанию его особенностей («мокрый сухой», «теплый холодный», «мелкий крупный»), В ней происходит оптимизация психоэмоциональной сферы ребенка, развитие его фантазии, моторики.
«Песочная» терапия помогает проективно разрушая негативные жизненные ситуации и переживания, искать их причины и способы выхода из них.
Ребенок в процессе песочно-игрового проектирования дает педагогу значительную информацию о своем внутреннем состоянии, о переживаемых проблемах, связанных с болезнью или дефектом, об отношении к себе и другим, формирует пути самостоятельного решения имеющихся проблем.
К проективным относятся также фантазии в процессе обустройства своего игрового места обитания (хижины, шалаши, комнаты, сказочные дворцы и другие пространственные обстоятельства), игры с предметами, картинами, природным материалом; игры-ситуации, игры-фантазии (истории, сказки и др.), игрыэкскурсии.
Эффективность проективных игр в процессе социокультурной реабилитации выражается в их способности обеспечивать взаимосвязь в развитии движений и интеллекта, формировать способности к логическому мышлению, опыт преодоления трудностей физического и психологического характера, приобретения коммуникативных навыков и разрешения конфликтов.
Эги игры помогают определить собственную модель поведения в соответст

[Back]