106 t ному тезаурусу правоведения, теории и философии права. Обычно в рамках правоведческого дискурса его соотносят с такими понятиями, как правосознание, правовое поведение, правопонимание, и стремятся провести между ними продуктивные смысловые дистинкции. Однако в то же время правовая культура представляет собой составляющую системы культуры в целом, и тем самым подпадает под действие общекультурных закономерt ностей и под изучение социологии культуры. Социокультурное исследование правовой культуры предполагает, естественно, ее рассмотрение в качестве социального феномена, что, в свою очередь, диктует определенные парадигматические параметры и методологические принципы, определенные, свойственные именно социологии, ракурсы и подходы, отличные от правоведческих и философско-правовых. Социолога, изучающегол t ф правовую культуру, интересуют прежде всего ее институциональные характеристики, место в социетальной системе, связи с институтом права и другими институтами общества, а также ее функционирование в едином комплексе социальных регуляторов. Правовую культуру конкретного общества можно анализировать также как совокупность когнитивных структур в парадигме постструктурализма и как составную часть жизненного мира человека в парадигме феноменологической социологии. Социокультурное исследование правовой культуры, наконец, должно затрагивать такие важные собственно социологические предметные области, как проблемы социальной детерминации культурно-правовых явлений, этнопсихологические и архетипические основания правового менталитета и правовой культуры. Важное значение в настоящее время приобретает изучение кризиса правовой культуры современного российского общества в контексте общей криминализации. Если попытаться дать развернутое определение понятию «правовая культура», становится ясно, что под ним следует понимать специфический социальный конструкт, непосредственно связанный с политическим и пра |
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМ ЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Понятие правовой культуры, если подходить к нему с точки зрения его дисциплинарной принадлежности, относится в первую очередь к науч^ ному тезаурусу правоведения, теории и философии права. Обычно в рамках правоведческого дискурса его соотносят с такими понятиями, как правосознание, правовое поведение, правопонимание, и стремятся провести между ними продуктивные смысловые дистинкции. Однако в то же время правовая культура представляет собой составляющую системы культуры в целом, и тем самым подпадает под действие общекультурных закономерностей и под изучение социологии культуры. Социокультурное исследование правовой культуры предполагает, естественно, ее рассмотрение в качестве социального феномена, что, в свою очередь, диктует определенные парадигматические параметры и методологические принципы, определенные, свойственные именно социологии, ракурсы и подходы, отличные от правоведческих и философско-правовых. Социолога, изучающего правовую культ)'ру, интересуют прежде всего ее институциональные характеристики, место в социетальной системе, связи с институтом права и другими институтами общества, а также ее функционирование в едином комплексе социальных регуляторов. Правовую культуру конкретного общества мож* но анализировать также как совокупность когнитивных структур в парадигме постструктурализма и как составную часть жизненного мира человека в парадигме феноменологической социологии. Социокультурное исследование правовой культуры, наконец, должно затрагивать такие важные собственно социологические предметные области, как проблемы социальной детерминации культурно-правовых явлений, этнопсихологические и архетипические основания правового менталитета и правовой культуры. V* « 21 Важное значение в настоящее время приобретает изучение кризиса правовой культуры современного российского общества в контексте общего социокультурного кризиса. Рассмотрение перечисленных проблем требует прежде всего выбора оптимальной методологии. Поэтому нам представляется необходимым первый параграф первой главы нашего исследования посвятить анализу методологических подходов к изучению правовой культуры как социального феномена. Во втором параграфе мы остановимся на изучении институциональных аспектов социального функционирования правовой культуры, в третьем на ее социорегулятивных функциях. 1.1. Методологические основания социологического изучения правовой культуры Правовая культура в ракурсе социологического исследования представляет собой относительно самостоятельную сферу культуры, которая, тем не менее, включена в общие социокультурные процессы в масштабе конкретного общества и современного мира в целом. Отсюда вытекает первичная методологическая установка, согласно которой изучать правовую культуру можно только в контексте происходящих общих социокультурных изменений. Если попытаться дать развернутое определение понятию «правовая культура», становится ясно, что под ним следует понимать специфический социальный конструкт, непосредственно связанный с политическим и правовым сознанием, ценностно-нормативными установками, а опосредованно и с правовым поведением. Содержательный анализ феномена правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и его отражения в сознании и поведении людей. Отсюда вытекает неразрывное единство с правовой культурой ее практического воплощения правового поведения реальных субъектов, выступающих ее непосредственными носите |