107 вовым сознанием, ценностно-нормативными установками, а опосредованно и с правовым поведением. Содержательный анализ феномена правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и его отражения в сознании и поведении людей. Отсюда вытекает неразрывное единство с правовой культурой ее практического воплощения правового поведения реальных субъектов, выступающих ее непосредственными носителями. Как справедливо отмечают некоторые авторы, "в социальнопсихологическом плане правовая культура, как и правовая система в целом, характеризуется единством правовой нормы и реального поведения людей, совпадения норм и ценностей, достижения социальной эффективности права". Таким образом, в качестве второго общего методологического принципа исследования правовой культуры можно выделить требование рассматривать ее на уровне как идеальном, так и реальноповеденческом, на уровне как представлении, так и поступков. В правоведческой литературе феномен правовой культуры исследовался достаточно подробно. В кругу наиболее интенсивно разрабатываемых вопросов отчетливо выделяются два направления, которые условно могут быть обозначены как теоретико-правовое и прикладное, связанное с конкретным нормотворчеством. В первом случае исследуются проблемы, связанные с осмыслением зависимостей, возникающих между содержанием правовых положений и ценностями цивилизации (политическими, моральными, эстетическими, этическими и т.п.). Во втором случае речь идет, как правило, о том, как именно конкретные законодательные нормы, определяя поведение индивида в обществе, обеспечивают соблюдение и реализацию естественных прав личности. t Несмотря на значительные результаты, достигнутые в рамках двух направлений, отмеченных выше, проблематика, связанная с прояснением Кудрявцев В,И, Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С.121. ф |
Важное значение в настоящее время приобретает изучение кризиса правовой культуры современного российского общества в контексте общего социокультурного кризиса. Рассмотрение перечисленных проблем требует прежде всего выбора оптимальной методологии. Поэтому нам представляется необходимым первый параграф первой главы нашего исследования посвятить анализу методологических подходов к изучению правовой культуры как социального феномена. Во втором параграфе мы остановимся на изучении институциональных аспектов социального функционирования правовой культуры, в третьем на ее социорегулятивных функциях. 1.1. Методологические основания социологического изучения правовой культуры Правовая культура в ракурсе социологического исследования представляет собой относительно самостоятельную сферу культуры, которая, тем не менее, включена в общие социокультурные процессы в масштабе конкретного общества и современного мира в целом. Отсюда вытекает первичная методологическая установка, согласно которой изучать правовую культуру можно только в контексте происходящих общих социокультурных изменений. Если попытаться дать развернутое определение понятию «правовая культура», становится ясно, что под ним следует понимать специфический социальный конструкт, непосредственно связанный с политическим и правовым сознанием, ценностно-нормативными установками, а опосредованно и с правовым поведением. Содержательный анализ феномена правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и его отражения в сознании и поведении людей. Отсюда вытекает неразрывное единство с правовой культурой ее практического воплощения правового поведения реальных субъектов, выступающих ее непосредственными носите # лями. Как справедливо отм ечаю т некоторы е авторы , "в социальнопсихологическом плане правовая культура, как и правовая система в целом, характеризуется единством правовой норм ы и реального поведения лю дей, совпадения норм и ценностей, достиж ения социальной эф ф ективности п рава''1. Таким образом, в качестве второго общ его методологичеф ского принципа исследования правовой культуры м ож но выделить требование рассматривать ее на уровне как идеальном , так и реально-поведенческом, на уровне как представлений, так и поступков. В правоведческой литературе ф еном ен правовой культуры исследовался достаточно подробно. В кругу наиболее интенсивно разрабаты ваемых вопросов отчетливо вы деляю тся два направления, которые условно м огут быть обозначены как теоретико-правовое и прикладное, связанное с конкретным нормотворчеством. В первом случае исследую тся проблемы , связанны е с осмыслением зависим остей, возникаю щ их между содерж ани* ем правовых положений и ценностями цивилизации (политическими, м оральными, эстетическими, этическим и и т.п.). В о втором случае речь идет, как правило, о том, как именно конкретны е законодательны е нормы, оп ределяя поведение индивида в общ естве, обеспечиваю т соблю дение и реализацию естественны х прав личности. Н есмотря на значительны е результаты , достигнуты е в рамках двух направлений, отмеченных выш е, проблем атика, связанная с прояснением ж сущ ности правовой культуры как социального ф еном ена, остается практически неисследованной. Нам представляется очевидной эвристическая ограниченность применительно к реш ению этой задачи традиционного правоведческого понятийного аппарата и м етодологических установок. Это связано прежде всего с тем, что правовое поведение человека только отчасти может быть сведено к действию ф ормализованны х регулятивов-’. В значи1Кудрявцев В.Н., Казштрчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С.121. 2См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. Гл.12. 23 |