108 сущности правовой культуры как социального феномена, остается практически неисследованной. Нам представляется очевидной эвристическая ограниченность применительно к решению этой задачи традиционного праt воведческого понятийного аппарата и методологических установок. Это связано прежде всего с тем, что правовое поведение человека только отчасти может быть сведено к действию формализованных регулятивов. В значительной степени оно определяется наличием латентных поведенческих образцов, моделей и стандартов, которые передаются из поколения в поколение, зависят от этнического и общего менталитета и составляют основание «живой» правовой культуры. Правовая культура представляет собой качественное состояние пра-ф вовой жизни общества, которое выражается в правовом или, наоборот, преимущественно неправовом уровне социальных практик, совершенстве г и отлаженности, или, наоборот, несовершенстве правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовой активности личности, а также в степени актуализации возможностей самореализации последней и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве. Такое отношение присуще группе людей, которые разделяют друг с другом в рамках единого социокультурного символизма общее видение смысла "правовой игры", в которую они.так или иначе вовлечены. У каждого культурно-интегрированного сообщества, обладающего правовыми притя1См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. M., 1993. Гл.12. |
# лями. Как справедливо отм ечаю т некоторы е авторы , "в социальнопсихологическом плане правовая культура, как и правовая система в целом, характеризуется единством правовой норм ы и реального поведения лю дей, совпадения норм и ценностей, достиж ения социальной эф ф ективности п рава''1. Таким образом, в качестве второго общ его методологичеф ского принципа исследования правовой культуры м ож но выделить требование рассматривать ее на уровне как идеальном , так и реально-поведенческом, на уровне как представлений, так и поступков. В правоведческой литературе ф еном ен правовой культуры исследовался достаточно подробно. В кругу наиболее интенсивно разрабаты ваемых вопросов отчетливо вы деляю тся два направления, которые условно м огут быть обозначены как теоретико-правовое и прикладное, связанное с конкретным нормотворчеством. В первом случае исследую тся проблемы , связанны е с осмыслением зависим остей, возникаю щ их между содерж ани* ем правовых положений и ценностями цивилизации (политическими, м оральными, эстетическими, этическим и и т.п.). В о втором случае речь идет, как правило, о том, как именно конкретны е законодательны е нормы, оп ределяя поведение индивида в общ естве, обеспечиваю т соблю дение и реализацию естественны х прав личности. Н есмотря на значительны е результаты , достигнуты е в рамках двух направлений, отмеченных выш е, проблем атика, связанная с прояснением ж сущ ности правовой культуры как социального ф еном ена, остается практически неисследованной. Нам представляется очевидной эвристическая ограниченность применительно к реш ению этой задачи традиционного правоведческого понятийного аппарата и м етодологических установок. Это связано прежде всего с тем, что правовое поведение человека только отчасти может быть сведено к действию ф ормализованны х регулятивов-’. В значи1Кудрявцев В.Н., Казштрчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С.121. 2См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. Гл.12. 23 тельной степени оно определяется наличием латентны х п оведен чески х о б разцов, м оделей и стандартов, которы е передаю тся из поколения в п о ко ление, зависят от этнического и общ его м енталитета и составляю т осн ован и е «ж ивой» правовой культуры . О днако дело: не только в этом . В научной литературе советского п ериода правовая культура согласно действовавш им тогд а и деологи чески м принципам рассм атривалась как инструм ент построения соц и али зм а и комм унизма. П роводя параллель с аналогичной трактовкой поли ти ческой культуры , отечественны й психолог Э .Баталов так х арактери зует м еханизм возникновения м етодологических установок советского общ ествозн ан и я: ’’Больш ая часть эти х принципов и установок базировалась на нескольки х ленинских ф разах, вы сказанны х им по соверш енно кон кретн ом у п р ак ти ч еском у поводу. О дн ако они бы ли возведены в абсолю т и п риобрели характер м етодологического и м ператива”1. И м енно этим определяется характер и направленность п о давл яю щ его больш инства советских работ по правовой культуре и н струм ен тали стский подход к предм ету. С инструм ентализм ом с необходи м остью со п р яж ено прогрессистское поним ание ф еном ена правовой культуры , п р ед п о л агаю щ ее единство ф аз естественноисторического развития п рава и п равопонимания. И нструм енталистский подход проявляется в том , что п равовая культура поним ается как особая позиция лю дей по о тн ош ен и ю к об щ ественной ж изни, связан ная с реш ением определенны х задач и заф и кси р о ван ная в характерны х д л я права структурах, содерж ании, ф орм ах соц и альн ы х отнош ений, в специф ическом язы ке2. В самом общ ем виде в рам ках этого подхода право определяется как ’’систем а общ еобязательны х норм , а такж е 1Баталов Э. Советская политическая культура //Общественные науки и современность. 1994. № 6. С.34. 2 Нужно иметь в виду, что обычно понятие "правовая культура” подразумевает и степень развитости этих компонент и освоенности их на уровне общества и отдельных социальных групп. вовая культура как социально-исторически обусловленные, превратившиеся в нормативные фигуры и закрепившиеся в этом качестве отчасти отрефлексированные, отчасти дорефлексивные, «габитусные» представления о «данном, законном и справедливом», отражает строго определенное, конкретное понимание права, правомерности и социального порядка. В правовой культуре сочетаются идеи, представления, взгляды и эмоции, отражающие отношение к действующему праву, представления о юридических обязанностях и правомочиях, о правомерности того или иного поведения, о нормативном общественном порядке в целом. Таким образом, правовая культура выступает в качестве необходимой габитусной предпосылки функционирования в обществе института права и реализации правовых норм. Правовая культура, кроме того, рассматривается как качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в правовом или, наоборот, преимущественно неправовом уровне социальных практик, совершенстве и отлаженности, или, наоборот, несовершенстве правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовой активности личности, а также в степени актуализации возможностей самореализации последней и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве. Такое отношение присуще группе людей, которые разделяют друг с другом в рамках единого социокультурного символизма общее видение смысла "правовой игры", в которую они так или иначе вовлечены. У каждого культурно-интегрированного сообщества, обладающего правовыми притязаниями своя правовая культура. Она имеет интерсубъективную природу, возникает и существует только в контексте социального взаимодействия. |