Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович; Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 112]

112 кретной сфере общественных отношений, концептуальной разработки буI* дущего нормативного акта и механизмов его реализации.
В этом процессе главную роль играет правовая культура через психологические ожидания и установки индивидов в сфере права, через философские, социальноэкономические и политические принципы, которых придерживается законодатель, через его представления о характере желаемого социального и правового порядка.
Именно поэтому «живая» правовая культура определяет характер законотворчества, обладает сильным прямым воздействием на институты общества, их конфигурации, реальное соотношение формальных и неформальных регулятивов поведения.

Несовпадение отдельных правовых институтов и норм и
«живой» правовой культуры граждан чревато распространением среди населения недоверия к правоохранительным структурам и правового нигилизма как негативного, отрицающего отношения к праву как таковому.
Позитивная правовая культура на основе функционирующих в обществе знаний и представлений формирует социально легитимные модели, нормы, ценности, стереотипы и правила поведения по отношению к позитивному праву, регулирующие правовое поведение социальных субъектов.
Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной направленностью на поддержание фундаментальных для общества сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности.
Правовую культуру в ее нормативном аспекте можно интерпретировать как своего рода матрицу правовой жизни общества, задающую устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом.

Регулятивная функция правовой культуры проявляется в косвенной, опосредованной детерминации правового поведения в ситуациях обыденной жизни.
Исследования показывают, что связующим звеном между пра
[стр. 48]

и «живой» правовой культурой общества, основанной на следовании неформальным нормам, что выливается в засилии неправовых социальных практик.
Правовая культура в современной России, например, характеризуется разнородностью и противоречивостью.
Наряду с юридическими доктринами и правовыми нормами, закрепленными в законодательстве, существует «живая» правовая культура правящих слоев и различных социальных групп.
На повседневные установки и ориентации широких слоев населения все еще определяющее воздействие оказывают традиционные факторы (обычаи, религия и мораль), осложняемые воздействием межэтнических, хозяйственных, лингвистических, конфессиональных и иных отличий.
Значительное влияние традиционных факторов на правовые представления и правопонимание не означает, однако, что массовую правовую культуру россиян можно свести к традиционному правосознанию.
В сознании одних и тех же слоев населения сочетаются подчас традиционные, переходные и новые элементы, соотношение которых во многом зависит от конкретной ситуации.
Это требует как выработки общих принципов изучения правовой культуры в России, так и содержательного (социологического) изучения различных ее сторон и проявлений в общественной жизни.
Несовпадение отдельных правовых институтов и норм и
реальной правовой культуры граждан чревато распространением среди населения недоверия к правоохранительным структурам и правового нигилизма как негативного, отрицающего отношения к праву как таковому.
И в то же время снятие неоправданных формальных запретов и замена их новыми нерепрессивными правовыми нормами влияет на социальное поведение индивидов, расширяя область правомерных, допущенных обществом действий.
Все эти явления в совокупности являются социальными факторами эволюционных изменений индивидуальной правовой культуры.
Правовая культура личности, так же как и правовая культура общества, явление конкретно-историческое, поскольку не может не коррели

[стр.,51]

правовую культуру происходит усвоение индивидом ценностных ориентаций в сфере права.
Институционализированные образцы поведения, мышления, ценностного выбора становятся в процессе социализации основой устойчивой позиции человека в жизни, специфическим «встроенным» стимулом к правомерному поведению.
В этом смысле правовая культура как внутренний механизм социальной регуляции выступает мощным средством осуществления социального контроля.
С другой стороны, важнейшая функция правовой культуры в структуре института права заключается прежде всего в социокультурной обусловленности правопонимания и правовой идеологии, которые, в свою очередь, влияют на процессы современного правообразования.
Правотворческий процесс всегда требует предварительного ознакомления законодателя с мнением простых граждан и правоприменителей о необходимости того или иного характера регулирования процессов, протекающих в конкретной сфере общественных отношений, концептуальной разработки будущего нормативного акта и механизмов его реализации.
В этом процессе главную роль играет правовая культура через психологические ожидания и установки индивидов в сфере права, через философские, социально-экономические и политические принципы, которых придерживается законодатель, через его представления о характере желаемого социального и правового порядка.
Именно поэтому «живая» правовая культура определяет характер законотворчества, обладает сильным прямым воздействием на институты общества, их конфигурации, реальное соотношение формальных и неформальных регулятивов поведения.

Преобразования, осуществленные в современном российском обществе в ходе реформ, внесли существенные изменения в его институциональную структуру.
Как отмечает Т.И.
Заславская, несмотря на незавершенность осуществляемых институциональных преобразований, нестабильность официальных правил игры и их нелегитимность для большой части акторов, институциональное пространство современного российско

[стр.,69]

# вая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер тому или иному типу правового поведения, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде.
Позитивная правовая установка позволяет упорядочить процесс правового поведения, заставляя человека действовать в рамках одобряемой в обществе модели социальной Ф активности и взаимодействия.
Вернемся теперь к проблеме нормативного содержания правовой культуры.
Нам представляется, что правовую культуру в нормативнорегулятивном аспекте можно рассматривать как вторичную нормативную систему, регламентирующую отношение к позитивному праву и его нормам, а также устанавливающую субординацию первичных нормативных требований правовых, моральных, религиозных и т.д.
Эта вторичная нормативная система формирует ожидания и поведенческие стереотипы применительно к ситуациям личностного выбора между несколькими типами А' норм.
В этом смысле нормы правовой культуры являются своего рода метанормами», служащими «ориентирами в мире нормативных представлений и ценностей, основанием тех или иных нормативных предпочтений.
Итак, правовая культура на основе функционирующих в обществе знаний и представлений формирует социально легитимные модели, нормы, ценности, стереотипы и правила поведения по отношению к позитивному праву, регулирующие правовое поведение социальных субъектов.
Взаимо^ связь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной направленностью на поддержание фундаментальных для общества сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности.
Правовую культуру в ее нормативном аспекте можно интерпретировать как своего рода матрицу правовой жизни общества, задающую устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом.

09

[Back]