115 ношении к праву и правовой системе в целом, что находит отражение в недоверии к правоохранительным органам и правительству вообще, игнорировании, «обходе» законов, уходе от налогообложения и других проявлениях нигилистического правосознания. С другой стороны, при всем негативном отношении к правовой стороне общественной жизни и субъектам права, до сих пор в народе сохраняется вера в царя-батюшку, «сильную t руку», с которой связывают надежду выхода из кризиса. Таким образом, складывается противоречивая, но закономерная для России ситуация: недоверие к представителям власти и неуважение к закону сосуществуют с верой в сильную власть, способную навести порядок в стране. Во-вторых, правовая культура отражает не только правовую сторону t общественной жизни, но и экономическую, культурную, политическую. ' *'/ ' ' «Теневизация», охватившая в последние десятилетия различные сферы общественной жизни, отразилась и на правовом сознании россиян, в результате чего мы считаем вполне обоснованным и необходимым в сложившихся социально-экономических и политических условиях рассматривать «теневую» сторону правовой культуры, понимая под ней скрытые от глаз исследователей и аналитиков, политиков и журналистов процессы развития правовой культуры в результате институционализации «теневых» практик в различных сферах общественного бытия, а также влияние такого характера правовой культуры на процесс формирования гражданского общества в России. Правовая культура отражает правовые ценности, традиции, однако только при определенном уровне правового сознания возможно создание истинного гражданского общества, что позволяет нам сделать вывод о мифичности построения гражданского общества в России при существующем характере и уровне правосознания. Следующий вывод, который напрашивается, исходя из вышеизложенного, заключается в том, что правовую культуру необходимо воспитывать с раннего детства на примере правового поведения родителей, друзей, соседей, родственников, предста |
недоверии к правоохранительным органам и правительству вообще, игнорировании, «обходе» законов, уходе от налогообложения и других проявлениях нигилистического правосознания. С другой стороны, при всем негативном отношении к правовой стороне общественной жизни и субъектам права, до сих пор в народе сохраняется вера в царя-батюшку, «сильную руку», с которой связывают надежду выхода из кризиса. Таким образом, складывается противоречивая, но закономерная для России ситуация: недоверие к представителям власти и неуважение к закону сосуществуют с верой в сильную власть, способную навести порядок в стране. Во-вторых, правовое сознание как одна из форм общественного сознания отражает не только правовую сторону общественной жизни, но и экономическую, культурную, политическую. «Теневизация», охватившая в последние десятилетия различные сферы общественной жизни, отразилась и на правовом сознании россиян, в результате чего мы считаем вполне обоснованным и необходимым в сложившихся социально-экономических и политических условиях рассматривать «теневую» сторону правового сознания, понимая под ней скрытые от глаз исследователей и аналитиков, политиков и журналистов процессы развития правового сознания в результате институирования «теневых» практик в различных сферах общественного бытия, а также влияние такого характера правового сознания на процесс формирования гражданского общества в России. Правовое сознание есть и будет существовать, пока остаются носители правовых ценностей, традиций, однако только при определенном уровне правового сознания возможно создание истинного гражданского общества, что позволяет нам сделать вывод о мифичности построения гражданского общества в России при существующем характере и уровне правосознания. Следующий вывод, который напрашивается, исходя из вышеизложенного, заключается в том, что правовое сознание необходимо воспитывать с раннего детства на примере правового поведения родителей, друзей, соседей, |