Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович; Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 30]

30 ентацию и модель поведения.
Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.
В обществах, попавших в ситуацию «культурной травмы» (П.
Штомпка) имеет место идеологический вакуум, образующийся в силу расшатывания традиционно устоявшейся системы ценностей.
Он характеризуется прежде всего общим снижением ценностного статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
П.

Сорокин, глубоко исследовавший специфику социокультурных сдвигов в аспекте ценностей, пишет: «Периоды перехода от одной
фундаt ментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью “атомизированными”, и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм.
В рамках общества она * принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста
преступности и э/сестокости наказаний, особенно взрыва бунтов, восстаний и рево~ 1 люции» .
Нам представляется, что именно такая ситуация сложилась в
переходном российском обществе.
Нарушения, возникшие в системе воспроизводства и передачи новым поколениям основных традиционных для общества ценностей, в том числе и в первую очередь затрагивают ценностный статус права, который и без того всегда
в России был невысок.
Сорокин П.А.
Кризис нашего времени //Американская социологическая мысль.
М., 1996.
С.356.
[стр. 196]

на модель личности “дюркгеймовского” типа, для которой доминирующей является установка на коллектив, солидарность: “Солидарность, вытекающая из сходств, имеет свой максимум тогда, когда коллективное сознание точно покрывает всё наше сознание и совпадает с ним...
В момент, когда эта солидарность проявляетч'своё действие, наша личность, можно сказать, исчезает, ибо мы более не мы, а коллективное существо...
Повсюду, где есть общество, есть альтруизм, потому, что есть солидарность”, пишет Э.
Дюркгейм1.
Тем не менее, говоря о возможности двух описанных выше типов социализации и культуры, основанных на противоположных аксиологических системах, где господствуют индивидуалистические или коллективистские ценности, необходимо учитывать и возможность такого состояния общества, когда социальный контроль над стихией иррациональных влечений или ослаблен, или способствует их наиболее негативным проявлениям, или неадекватен масштабу их натиска.
Такие состояния следует рассматривать как периоды неэффективной социализации.
Причины этого, как нам представляется, кроются в историческом анамнезе российского общества и в его нынешнем переходном состоянии, подобно лакмусовой бумаге выявившего все социокультурные дефекты прошлого.
П.
Сорокин, глубоко исследовавший специфику социокультурных сдвигов в аспекте ценностей, пишет: «Периоды перехода от одной
фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью “атомизированными”, и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм.
В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам ф орму рост а
преступ1Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
Одесса.
1900.
С.
102.


[стр.,197]

ност и и ж ест окост и наказаний, особенно взры ва бунт ов, восст аний и р е волю ций»'.
Н ам представляется, что им енно такая ситуация слож илась в
настоящ ее время в российском общ естве.
Н аруш ения, возникш ие в системе воспроизводства и передачи новым поколениям основны х традиционны х для общ ества ценностей, в том числе и в первую очередь затрагиваю т ценностны й статус права, который и без того всегда,
как бы ло показано выш е, в России бы л невысок.
В общ ествах, попавш их в такую ситуацию , им еет м есто ценностны й вакуум, образую щ ийся в силу расш аты вания тради ц и онно устоявш ейся системы ценностей.
П опы таем ся вы делить основны е признаки такого состояния.
Н еуваж ение к праву и институтам государственной власти является дом инантой нигилистической деф орм ации правовой культуры .
О б этом говорят исследования социологов, которы е ф иксирую т в соврем енной России наиболее высокий уровень криминализации сознания и поведения л ю дей (табл.
1).
Таблица I Криминализация сознания и поведения людей (в %)2 Индикатор Год 1989 1994 1997 Допускают нарушение закона при условии, что...
«закон несовершенен» 10 6 11 «все нарушают закон» 40 46 35 «никто об этом не узнает» 7 6 10 Не допускают нарушения законов ни при каких обстоятельствах 42 40 42 Допускают уклонения от уплаты налогов 26 42 67 Считают, что «воруют все» 60 72 77 1Сорокин П.А.
Кризис нашего времени //Американская социологическая мысль.
М., 1996.
С.356.

2Данные консалтингового агентства “Проконтакт” (рук.
А.
А.
Овсянников).


[стр.,200]

т ва, в России уклонение от налогов составляет 90% общей суммы предполагаемого сбора, а по подоходному налогу может быть и выше1.
Отсюда можно сделать вывод о массовой криминализации общества.
Согласно опросу госслужащих и представителей региональных элит, проведенному В.
Бойковым в 1999 г., уровень'Исполнения федеральных Законов в области экономиче• ской деятельности составляет 14-16% (столько процентов чиновников различных уровней считают, что эти законы в основном исполняются), а в области социальных прав 6-10%.
К тому же 90% госслужащих и представителей политической элиты считают, что федеральные институты исполнительной власти утратили контроль за положением дел в стране2.
Если же попытаться провести более глубокий социокультурный анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко.
Общеизвестно, что состояние ценностного вакуума характеризуется прежде всего общим * снижением в системе ценностей статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
Показательно,
что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.
Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к проблеме нравственности только у 10-14% жителей страны.
И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм.
В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.
Например, за рассматриваемый период 1Сегодня.
1999.
16 марта.
2Сегодня.
1999.11 марта.
202

[Back]