Проверяемый текст
Хазамов, Магомед Омарович; Правовой нигилизм как фактор угрозы социальной безопасности России (Диссертация 2006)
[стр. 36]

36 I вуют снижению аномии в обществе.
Итак, усиление господства потреби-* ' л тельской идеологии на всех уровнях функционирования: идеологических систем, идеологических программ и на уровне массового сознания не вызывает сомнения.
На фоне общей деидеологизации и нарастания нигилистических настроений по отношению к праву
широко распространившаяся и пропаган-* ■ дируемая средствами массовой информации достижительная идеология в* * * российских условиях стала серьезным криминогенным фактором.р •* Охарактеризованная такими крупными исследователями, как Р.
Мертон и Д.
Мак-Клелланд, достижительная идеология предполагает безус-л
ловную направленность любой деятельности на материальный и социальный успех как на единственную и высшую цель.
Одна из самых известных концепций достижительной идеологии.*
■* , # 4 * была разработана американским психологом Д.
Мак-Клелландом.
В 1961 г.* '
V ф ' он опубликовал работу “Достижительное общество”, посвященную исследованию достижительных ориентации стремления к успеху, наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружаю--Р ' ' * щими как базисной поведенческой детерминанты современного западно-* ' ф л t го общества.
Достижительные ориентации существуют во все времена и вt любых типах обществ, отличаясь только степенью интенсивности.

По-t следняя обусловлена сочетанием социальных, политических, нравствен-* ных и прочих факторов на разных этапах исторического развития.
В исследование достижительной ориентации как мотивационной детерминанты поведения социально активного субъекта внес серьезный *
ф вклад известный американский социолог Р.
Мертон.
Он отмечает, что в современном западном обществе ориентации на успех и процветание трактуются как общезначимые культурные ценности.
Такие ценности
осозна-1 1 Ритцер Дж.
Аномия в макдонапизированных системах: инверсия дюркгеймианского подхода / Социология и общество.
Первый Всероссийский социологический конгресс.
Тезисы докладов.
Спб., 2000.
С.454.
[стр. 76]

Разрешение этого противоречия кроется в переводе упомянутых организаций в статус рыночных.
И даже в настоящее время, в период заявленных демократических преобразований, государство как основной субъект, формирующий право, находится в столь же амбивалентном состоянии, как и другие общественные организации и институты его явные функции не всегда совпадают с латентными, механизмы социальной защиты и правоохранения пробуксовывают, поэтому к деятельности государства люди относятся скорее критически, чем доверительно.
Это необходимо учитывать в процессе анализа правового поведения и правовой культуры россиян, поскольку недоверие и оппозиционность к политике государства является важнейшим источником неправомерного поведения и многочисленных социальных девиаций.
Правовая культура может обрести тенденцию к росту только в результате осознанного принятия новой системы ценностей большинством населения, заинтересованного в том, чтобы поддерживать демократические правовые стандарты, обеспечивать гуманистические правила общежития и собственную социально-правовую защиту.
На фоне общей деидеологизации и нарастания нигилистических настроений по отношению к праву
еще одним криминогенным фактором выступает широко распространившаяся и пропагандируемая средствами массовой информации достижительная идеология.
Охарактеризованная такими крупными исследователями, как Р.
Мертон и Д.
Мак-Клелланд, достижительная идеология предполагает безусловную
направленность любой деятельности на материальный и социальный успех как на единственную и высшую цель.
Одна из самых известных концепций достижительной идеологии
разработана американским психологом Д.
Мак-Клелландом.
В 1961 г.

он опубликовал работу “Достижительное общество”, посвященную исследованию достижительных
ориентаций стремления к успеху, 76

[стр.,77]

наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружающими как базисной поведенческой детерминанты современного западного общества.
Достижительные ориентации существуют во все времена и в любых типах обществ, отличаясь только степенью интенсивности.

Последняя обусловлена сочетанием социальных, политических, нравственных и прочих факторов на разных этапах исторического развития.
В исследование достижительной ориентации как мотивационной детерминанты поведения социально активного субъекта внес серьезный
вклад известный американский социолог Р.
Мертон.
Он отмечает, что в современном западном обществе ориентации на успех и процветание трактуются как общезначимые культурные ценности.
Такие ценности
осознаются большинством членов общества как легитимные цели, к ' которым следует стремиться в жизни.
Они находят зримое выражение в описанной нами выше идеологеме “американской мечты” стремления к успеху и его достижимости при интенсивном приложении усилий и способностей и при равных стартовых возможностях.
Герой такой идеологии так называемый “self-made man”, “человек, сделавший себя сам”.
Это личность с высокими амбициями, энергично работающий ради достижения успеха, формула которого “иметь “хоть на двадцать пять процентов больше” по сравнению с тем, что уже имеется.
В этой череде меняющихся стандартов нет ничего стабильного и неподвижного.
Незыблем лишь принцип, заставляющий всегда быть “чуть-чуть впереди””75.
Согласно Мертону, преступность порождается ситуацией несовпадения целей и ценностей с социальными возможностями их реализации.
В конечном счете Мертон выводит преступность из аксиологической природы человеческого поведения, выходя тем самым за 75 Мертон Р.К.
Социальная теория и социальная структура //Социологические исследования.
1992.
№2.
С.
121.
77

[Back]