Проверяемый текст
Хазамов, Магомед Омарович; Правовой нигилизм как фактор угрозы социальной безопасности России (Диссертация 2006)
[стр. 38]

38 для криминализации страны.
Ведь деидеологизация влечет за собой тотальное разочарование во всех социальных ценностях, в том числе и в праве.
Так, согласно статистике только 10% россиян считают, что принимаемые законы отражают интересы всех граждан, а 3% всего народа.
Остальная часть подавляющее большинство опрошенных ответили, что по их мнению законы в настоящее время принимаются в интересах новой номенклатуры, преступного мира .

Идеологический вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означа* ет, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.

Социальные установки и интересы неотрефлексированы и легко сменяемы.
Отчетливо вырисовывается тенденция общего снижения значимости различных моральных норм, причем основную долю снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров.
Представления о том, что такое хорошо и плохо, что* желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и
vy несправедливо все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы.
В итоге солидарность,
консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип "каждый выживает в одиночку".

Аномия это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных
ориентации, наступление ценностного вакуума по принципу все-дозволено".
Это опаснейшая болезнь, несовместимая с поступательным движенив ем общества, болезнь, способная незаметно, но действенно разрушить из-1 1См.: ОсиповГ.В., Покосов В.В.
Социальная цена неолиберального реформирования.

M., 2001.
С.
83.
[стр. 38]

Таблица l Распространенность негативной оценки различных действий в России в 1990 и 2000-2001 гг., в % т о .
2000-\ 20011 Покупка краденых вещей _90,0j 64,0 Присвоение найденных вещей, денег 5%0\ 34,0 1 Политическое убийство 93,0 .82,0] Сопротивление милиции 43,0 34,0 Дача взятки 70,0 65,0 Уклонение от налогов 67,0 62,0 1 Безбилетный проезд в транспорте 20,0 17,0 Проституция 60,0 57,0 Употребление наркотиков 93,0 91,0 j Самоубийство 67,0 72,0 1 Сознательный обман в своих целях 46,0 H O j Аборт 11,0 19,0 ! Сексуальные связи с человеком своего пола 68,0 84,0 j Таким образом, тенденция общего снижения значимости различных моральных норм действительно существует, причем основную долю снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве.
Тем не менее, данные этого исследования не отражают обвального падения морали, как это можно было предполагать, исходя из довольно тревожных общих оценок.
Более того, полученные данные позволяют судить о мировоззрении россиян в целом, особенно в сфере частной жизни, как о вполне корректном в морально-нравственном отношении.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров.
Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и
несправедливо все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы.
В итоге солидарность,
3S

[стр.,39]

консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип «каждый выживает в одиночку».

Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.

Аномия это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных
ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу "все дозволено".
На уровне социальной практики аномия проявляется в виде резкого скачка ненормативного поведения неуважения к закону, обвального распространения преступности и жестокости, роста числа самоубийств, господства группового эгоизма и равнодушия, нарушения преемственности между поколениями.
Свойственная состоянию аномии несбалансированность нравственных, экономических, политических, культурных ценностей и поведенческих ориентаций вообще представляет серьезнейшую проблему переходных обществ.
"Аномический" подход к анализу ситуации в современной России представляется достаточно продуктивным.
Этот подход хорошо зарекомендовал себя и успешно используется в исследовании проблем западных обществ, в том числе в качестве теоретической базы эмпирических исследований.
Применение теории аномии к российской действительности представляется тем более оправданным, что российское общество претерпевало в последние годы и продолжает претерпевать серьезные структурные сдвиги и изменения в системе ценностей, представляя условия, в которых социальные деформации и проявления аномии приобретают наиболее явную и контрастную форму.
Отечественные исследователи, рассматривая состояние современного российского общества как близкое к аномии, обращаются к 39

[стр.,78]

рамки чисто социологического анализа к философско-антропологическим обобщениям.
Действительно, достижительная идеология как система ценностей и мотиваций, если она не дополнена и не смягчена присутствием в массовом мировоззрении иных актуальных ценностных ориентаций, например, христианских или хотя бы коллективистских, способна стать катализатором пренебрежения к праву как к помехе на пути достижения материального успеха.
Тем более это верно в условиях современной России, где насаждаемые средствами массовой информации картины «красивой жизни» вступают в непреодолимое противоречие с низким прожиточным уровнем подавляющего большинства людей, даже обладающих достаточным образовательным и профессиональным статусом.
При этом деидеологизация влечет за собой тотальное разочарование во всех социальных ценностях, в том числе и в праве.
Так, согласно статистике только 10% россиян считают, что принимаемые законы отражают интересы всех граждан, а 3% всего народа.
Остальная часть подавляющее большинство опрошенных ответили, что по их мнению законы в настоящее время принимаются в интересах новой номенклатуры, преступного мира76.

Всеобщий характер приняло недоверие и презрение к властным институтам.
Так, по опросу Фонда "Общественное мнение", к Государственной Думе относятся положительно и доверяют всего 6% опрошенных, региональным законодательным собраниям доверяют вдвое меньше 3%.
Из институтов общества наибольшим доверием пользуется православная церковь 30%.
СМИ доверяют 16%, и примерно столько же 76См.: Осипов Г.В., Покосов В.В.
Социальная цена неолиберального реформирования.

М„ 2001.
С.
83.
78

[Back]