95 развитого правосознания», отмечает Р.С. Байниязов, «правовая политика, право теряют культурный смысл и назначение». 1 С такой же закономерностью действует и обратная логика взаимо•Ш связи правового сознания и процесса формирования гражданского общества: принятие прогрессивного законодательства приводит к социальной стабилизации, которой нам так не хватает уже длительное время, к развив тию нации с высоким уровнем правового сознания. Таким образом, идеологическое и правовое строительство является самоценным само по себе, а также чрезвычайно важным для формирования адекватного гражданскому обществу правового сознания. На основе проведенного нами анализа можно предложить следующую модель правового сознания, которая бы вписывалась в эффективное взаимодействие власти и человека: * * осознание личностью собственной ценности и правового статуса; осознание личностью реальности реализации основных свобод и прав; осознание и применение личностью принципа личной инициативности в деле защиты прав и свобод личности в процессе формирования гражданского общества; осознание личностью неукоснительности соблюдения законодательно-нормативных предписаний на основе реального уважения к закону. Одной из наиболее важных проблем на пути становления гражданского правового сознания в России является проблема личности как субъекта политической деятельности. Именно активность личности носителя правовых ценностей и их активность определяет процесс формирования гражданского общества, в связи с чем актуализируется проблема наследия авторитарного прошлого российского населения ввиду того, что новая сисt тема не может эффективно заработать в условиях сохранения прежних Байниязов Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики //Правоведение. 1997. № 4. С. 173-174. |
Мы уже неоднократно обращали внимание на то обстоятельство, что в истории нашей страны роль государства всегда была превалирующей по отношению к обществу. В то же время, переход к обществу демократического типа предполагает совсем иную роль общества безусловное первенство по отношению к государству. Только при таком условии возможна подлинная демократия и реальная свобода личности, однако, переход к такому обществу представляет собой исторически длительный процесс, и связан он с формированием гражданского общества, которое предполагает формирование специфического типа и высокого уровня правосознания и правовой культуры населения. Согласно мнению М.Б. Смоленского, такой тип и высокий уровень правосознания и правовой культуры никогда не имел «места в границах России, поскольку здесь всегда, во все исторические периоды, власть доминировала над правом».99 Именно этот аспект является, на наш взгляд, точкой отсчета и главной определяющей компонентой характера формирующегося гражданского общества и его правовой сферы. Принимая во внимание долговременные факторы, можно утверждать, что становление гражданского общества должно совпасть во времени с практической реализацией соответствующих ему базовых параметров правовой культуры и правосознания. Одной из наиболее важных проблем на пути становления гражданского правового сознания в России является проблема личности как субъекта политической деятельности. Мы уже отмечали, что именно носители правовых ценностей и их активность определяют процесс формирования гражданского общества, в связи с чем актуализируется проблема наследия авторитарного прошлого российского населения ввиду того, что новая система не может эффективно заработать в условиях сохранения прежних ценностей в лице носителей прежней системы. Пагубность и негативизм исторического прошлого России советского периода, да, по большому счету, 99Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов на/Д, 2002. С. 3. 122 политического поведения представителей властных структур. Правовое сознание является в гражданском обществе одной из важнейших форм общественного сознания, порождая юридическое мировоззрение и программы совершенствования сложившихся правовых систем. Для обществ переходного типа, каковым является российское общество, данное обстоятельство играет очень важную роль, поскольку правовое сознание, а точнее, его уровень и характер, способно как ускорить, так и затормозить внедрение правовых новаций. Даже самые хорошие, прогрессивные законы могут оказаться бездейственными без наличия двух составляющих: механизмов их реализации и адекватного правового сознания. Следовательно, для России формирование адекватного принципам и нормам гражданского общества правового сознания и правового поведения является первостепенной задачей. Это не значит, что необходимо уничтожить все то, что было накоплено предшествующими поколениями на пути становления и развития российской государственности и особенностей правовой культуры и правосознания. Речь идет о том, что необходимо сформировать такое правовое сознание, которое отвечало бы духу времени, для обеспечения развития демократических основ в обществе и формирования гражданского общества, но с сохранением самобытности, того лучшего, что есть или еще осталось в культуре российского народа, как правовой, так и духовной в целом. «Без духовно развитого правосознания», отмечает Р.С. Байниязов, «правовая политика, право теряют культурный смысл и назначение».*101 С такой же закономерностью действует и обратная логика взаимосвязи правового сознания и процесса формирования гражданского общества: принятие прогрессивного законодательства приводит к социальной стабилизации, которой нам так не хватает уже длительное время, к развитию ,<и Русанова Н.М. Правовые установки и правовое поведение россиян //Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология; новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 103. 101 Байниязов Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики 123 нации с высоким уровнем правового сознания. Таким образом, правовое строительство является самоценным само по себе, а также чрезвычайно важным для формирования адекватного гражданскому обществу правового сознания. На основе проведенного нами анализа можно предложить • следующую модель правового сознания, которая бы вписывалась в эффективное взаимодействие власти и человека: осознание личностью собственной ценности и правового статуса; осознание личностью реальности реализации основных свобод и k прав; осознание и применение личностью принципа личной инициативности в деле защиты прав и свобод личности в процессе формирования гражданского общества; осознание личностью неукоснительности соблюдения законодательно-нормативных предписаний на основе реального уважения к закону. На основе проведенного корреляционного анализа состояния правового сознания и формирования структур гражданского общества в России мы пришли к следующему заключению. Правовое сознание, являясь отражением реально существующей правовой системы в обществе, проявляясь в отношении людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву, представляет собой один из способов познания действительности. Анализ состояния правового сознания российского общества позволил ® выделить некоторые особенности, которые можно обозначить как исторически закономерные и обусловленные складом духовной культуры российского народа. Во-первых, одной из характерных особенностей российского правосознания является правовой нигилизм, проявляющийся в негативном отношении к праву и правовой системе в целом, что находит отражение в //Правоведение. 1997. Xs>4. С. 173-174. |