121 политических отношений. То есть люди были равны в своих правам только при условии труда на благо государства. Свобода как естественное условие равенства отрицалась в принципе. Понимание свободы в Конституции 1918 году шло через отрицание эксплуатации человека человеком155. Идея равенства в Конституции 1918 года имела идеологическое содержание и была наполнена идеей борьбы с эксплуатацией. И, тем не менее, женщинам в политики отводилась второстепенная роль, подтверждением этого факта могут служить слова В.И. Ленина на IV Московской конференции работниц в 1919 г., говоря о формах участия женщин в управлении государством, он назвал следующие: организация' общественных столовых, яслей, надзор за распределением продуктов, улучшение массового питания1561 5 7 . При это подчеркивалось, что «...в Советской республике для женщин работниц открывается политическая деятельность, которая будет состоять в том, чтобы своим организаторским 157 умением помогать мужчине» . Конституция СССР 1924 года158не представляет большого интереса для нашего исследования, поскольку не затрагивает вопросы положения гражданина, мужчины и женщины в. обществе159. Человек как субъект конституционных отношений в любом измерении, будь то по признаку' пола, веры,.национальности, расы в ней не присутствует и равенство как основной принцип пролетарского государства в этой Конституции даже не упоминается. Несмотря на довольно «пустую» в гендерном плане Конституцию 1924 г., партийная политика, того периода, была ориентирована на продвижение женщин к управлению государством. По решению XI съезда РКП(б) 1922 года, парткомы должны были следить, чтобы «работницы выдвигались во все 1ЯТаранев Н. Из истории создания Конституции 1918 года / Советы народных депутатов. 1984. №7. 154Ленин В.11. О задачах женского рабочего движения в Советской республике // полн. собр. соч. T. 39. С. 204. 157Там же. 1:8Вестник ЦИК, CHK и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24. 1!’ Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развитая Советской Констш утш (историко-правовое исследование). М.: Наука. 1982. С. 27. |
ка; положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют. Человек как субъект конституционных отношений в любом измерении, будь то по признаку' пола, веры, национальности, расы не присутствует, и равенство как основной принцип пролетарского государства в этой Конституции даже не упоминается. Конституция (Основной закон) СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. Она содержит также идеи, воплощенные в нормах, которые развивали идеологию равенства двух полов. Также как и в Конституции РСФСР 1918 года принцип равенства основывался на принадлежности к труду’2 4 : «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест» (Статья 12); «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в аютветствии с его количеством и качеством» (Статья 118). Впервые в Конституции СССР 1936 года выделяются в отдельные статьи нормы, посвященные правам и льготам для женщин1 2 5 . Две статьи в Конституции СССР 1936 г. содержат положения о равноправии1 2 6 . Первая (ст. 123) касается общих вопросов равноправия. Вторая (ст. 122) равенства мужчин и женщин. Статья 122 закрепляет, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставление женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетный и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родтытх 124Там же, С. 51. m Авакьяя С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Изд. 2-е. М.: РЮ ИД, «Сашко», 2000.-С. 69. Кукушкин Ю.С., ЧистяковО.И. Очерк истории советской консшгуции; Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1987.-С.27. |