66 того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (сг. 1). Между тем, такая формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Относительно женщин, приведенное определение прав человека не учитывает зависящей не только от природы самого человека, но и от общества факт, что подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство ’возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин не было. На международном уровне появились новые тенденции в зарождении, уже упомянутого, третьего поколения прав человека, которое в литературе именуют «правом публичного интереса», поскольку в реализации этих прав заинтересован не только отдельный подпадающий под эту категорию человек, но и общество в целом. В Конвенции среди прочего гарантировалось право женщинам наравне с мужчинами избираться во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов. Вот почему уже в 1967 году в целях обеспечения в законодательстве и практике всеобщего признания принципа равенства мужчин и женщин, ООН принимает Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин77, а в 1979 году Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин78. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г.79После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам ' и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из 77 Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин // Международные акты о правах человекаСб. док. М.: Норма. 1999. С. 241. 78 Конвенция о ликвидация всех форм дискриминация в отношении женщин // Международные акты о правах человека. Сб. док. Мл Норма. 1999. С. 245. Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. № 25. С. 464. |
человека закреплено, что «обладание правами и свободами, изложенными в Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основе пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, собственности, рождения или иного статуса». Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть многосторонний международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему сграны. Она заметно повлияла на развитие международного и национального законодательства. Следующим этапом международной защиты прав человека стало принятие ООН 16 декабря 1966 г. одновременно двух международных пактов «Об экономических, социальных и культурных правах» и «О гражданских и политических правах»53. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку' пола. Объединяет эти три международных документа, равно как и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в частности, то, что они представляют собой хартии прав индивида — отдельно взятого человека и гражданина Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и иным), долгие годы на международной арене и в науке вообще отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактоватась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав 53 Международный пакт о гражданских и политических нравах И Ьюллетеиь международных договор. 1993. №1.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах II Бюллетень международных договоров. -1 9 9 3 . №1. человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к половине человечества — женщинам приведенное определение прав человека не учитывает зависящий нетолько от природы и самого человека, но и от общества факт, что подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было. Причем не только и не столько каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного государства и даже вразрезе всего мирового сообщества На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических) поколения прав человека, охватывающего права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке как государства, обязанного выполнять свою социальную функцию, так и международного сообщества вцелом5 4 . В зарубежной литературе третье поколение прав нередко именуют «правом публичного интереса», поскольку в реализации этих прав заинтересован не только отдельный подпадающий под эту категорию человек, но и общество вцелом. Круг носителей «права публичного интереса» достаточно широк, в частности, молодежь и пенсионеры, инвалиды и безработные, беженцы и лица некоренной национальности. Однако в центре этого круга находятся женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства так как в силу специфики своих физиологических характеристик датеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, 54Поленина С В.. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект I Ив-т гос-ва и права РАН. М., 2000. С. 153. |