Проверяемый текст
Саламатина Ирина Ивановна. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (Диссертация 2007)
[стр. 21]

"округлая масса".
Французское "groupe" как и искаженное французское "croupe" в своей основе имели идею круга, т.е.
представление о равенстве образующих группу лиц (например, рыцари Круглого стола)
[71, с.8-9].
Общепринятое сегодня выражение "беседа за круглым столом" является, повидимому, отголоском
тех же традиций.
И что характерно, именно эти идеи целостности и внутреннего единства пронизывают всю историю осмысления малой группы как социально-педагогического феномена.
Решающим фактором фокусировки социальной психологии и педагогики на проблеме малых групп выступили социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах: воспитании, образовании, трудовом процессе, профилактики правонарушений и т.п.

Проанализируем свойства, которыми должна обладать некоторая совокупность людей, чтобы ее можно было назвать малой группой.
Первое, на что следует обратить внимание при знакомстве с современными трактовками малой группы это их "синтетический" составной характер.
Определяемое явление группа признается настолько сложным и неоднозначным, что, умудренные опытом предшественников, современные авторы предпочитают называть не единственный их признак, а целую совокупность.
Например, американские ученые Д.Картрайт и А.Зандер приводят целый "реестр" необходимых характеристик малой группы, индивиды которой: а) часто взаимодействуют
друг с другом; б) определяют себя как члены одной группы; в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует; г) участвуют в единой системе разделения ролей; д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами; е) воспринимают группу как источник удовлетворения; ж) находятся в кооперативной зависимости; з) ощущают себя как некоторое единство; и) координируют действия по отношению к среде [85].
21
[стр. 67]

социальное явление, как малые группы, вовсе нс является порождением XX века.
Они древни, как человечество.
Но именно наша эпоха превратила их в проблему" [195, с.413].
Уже на этапе своей предыстории значение термина "ipynna" восходит к двум корням: "узел” и "круг”.
Что касается первого, то именно таким был первичный смысл итальянского "groppo".
Второй корень обязан влиянию на формирование слова "группа" германского "kluppe", означающего "множество", "скопление", "масса", и в варианте германского же "kruppe" "округлая масса".
Французское "groupe" как и искаженное французское "croupe" в своей основе имели идею круга, т.е.
представление о равенстве образующих группу лиц (например, рыцари Круглого стола)
[206, с.8-9].
Общепринятое сегодня выражение "беседа за круглым столом" является, повидимому, отголоском
чех же чрадиций.
И что характерно, именно эти идеи целостности и внутреннего единства пронизывают всю историю осмысления малой группы как социальнопедагогического феномена.
Решающим фактором фокусировки социальной психологии и педагогики на проблеме малых групп выступили социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах: воспитании, образовании, трудовом процессе, профилактики правонарушений и т.п.

Какими же свойствами должна обладать некоторая совокупность людей, чтобы ее можно было назвать малой фуппой? Первое, на что следует обратить внимание при знакомстве с современными трактовками малой группы это их "синтетический" составной характер.
Определяемое явление группа признается настолько сложным и неоднозначным, что, умудренные опытом предшественников, современные авторы предпочитают называть не единственный их признак, а целую совокупность.
Например, американские ученые Д.Картрайт и А.Зандер приводят целый "реестр" необходимых характеристик малой группы, индивиды которой: а) часто взаимодействуют
68

[стр.,68]

друг с другом; б) определяют себя как члены одной группы; в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует; г) участвуют в единой системе разделения ролей; д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами; е) воспринимают группу как источник удовлетворения; ж) находятся в кооперативной зависимости; з) ощущают себя как некоторое единство; и) координирую!' действия по отношению к среде [231].
С точки зрения Д.Анзье и Ж.Мартэна, малая группа характеризуется: а) ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать индивидуализированное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них; б) совместным активным достижением относительно постоянной общей цели, которая оценивается именно как цель iруины и отвечает различным персональным интересам; в) эмоциональными взаимоотношениями между членами группы, возможностью возникновения подгрупп па основе выраженной симпатии или антипатии; г) сильной взаимосвязью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий; д) дифференциацией ролей между членами группы; е) выработкой общих норм и специфической групповой культурой [206, с.23-24].
Как мы видим, это два достаточно пестрых списка необходимых характеристик группы.
По пи один из них не претендует на строгость точного определения, они представляют собой некоторый описательный образ малой группы, точнее, того, какой она могла или должна была бы бы ть.
И что более существенно, так это то, что ни в одном из этих списков не упомянуты объективные предпосылки возникновения группы, ее собственно социальные характеристики.
Более того, исходной точкой отсчета являются индивидуальные, чисто субъективные факторы формирования группы.
В качестве одного из решающих критериев существования социальной общности авторы выдвигают, к примеру, четкость и детализированность 69

[Back]