Проверяемый текст
Скребкова Ольга Павловна. Договор аренды земельных участков (Диссертация 2003)
[стр. 226]

226 арендным соглашением.
Сама передача земли в любом случае именовалось продажей: «одни на годы, другие на сто лет продаются манцепсам, т.е.
арендаторам».1
2 Таким образом, первоначальное различие покупки и аренды заключалось не в характере владения, а исключительно в его сроках3.
Систему латифундий, основанную на труде рабов, сменила более эффективная система колоната, основанная на добровольном труде свободных крестьян4.
Такие перемены в целом объяснялись как экономическими, так и социально-политическими причинами5.
Включение земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на землю в
современной России вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений.
В законодательном плане это привело к появлению гл.
17 ГК РФ («Право собственности и другие вещные права на землю»), соответствующих норм Раздела 111 ГК РФ, допускающих оборот земель в различных формах, аналогичных норм Земельного кодекса РФ6 (общие принципы оборота земель изложены в гл.
14), ФЗ от 24.07.2002 г.

К* 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»1, а также правил других законов и иных нормативных актов, предусматривающих юридически защищенную возможность произвести отчуждение земельного участка, получить его в аренду и т.п.
В этой связи в науке возник спор относительно соотношения норм земельного и гражданского права, самостоятельности земельного права как отрасли и о пределах вмешательства норм гражданского права в земельные правоотношения.
Данная проблема не является новой, она была предметом дискуссий и в дореволюционной, и в советской юридической науке,
1 Иоффе О.С., Мусин В.Л.
Указ.
соч.
С.
89.
2 Там же.
С.
92.
1 Более подробно о порядке заключения договоров аренды земли, о их сакральном характере см., например: Кофанов Л.Л.
Обязательственное право в архаическом Риме (VI-Ivdb.jo н.э.).
М.: Юрист, 1994.
С.66.
1 См.
о сменах систем землевладения: Бороздим С.В.
Указ.
соч.
С.100.
5 О социально-экономических напряжениях в обществе, влекущих смену типов землевладения см., например: См.: Кофанов Л.Л.
Указ.
соч.
С.
129 и др.
6 ФЗ or 25.10.2001 г.
Ш37-ФЗ// СЗ РФ.
2001.
№44.Ст.
4148.
[стр. 19]

19 различие между собственно наймом и узуфруктом, а также другими вещными правами'.
В литературе также отмечается, что и позднее — в средние века отношения феодального сюзеренитета-вассалитета не строились по типу «собственник-арендатор»: «если собственность это полное господство над вещью (plena in re potestas), то в отношении земли такого господства не было ни у вассала, ни у сюзерена.
Вассал его не имел, так как сам получал землю у сюзерена и нес в связи с этим определенные повинности, а сюзерен тоже не был в своем господстве неограничен, так как земля находилась в юридически защищенном пользовании вассала»^.
Поскольку земля редко находилась в чьей-либо абсолютной собственности при аренде земли самого «римского народа» до позднего времени отсутствовали ясные отличия и между куплей-продажей и арендным соглашением.
Сама передача земли в любом случае именовалось продажей: «одни на годы, другие на сто лет продаются манцепсам, т.е.
арендаторам».^
Таким образом, первоначальное различие покупки и аренды заключалось не в характере владения, а исключительно в его сроках.
В первом случае земля продавалась на сто лет, а во втором на пять, то есть на срок до очередного lustrum, публичных торгов, устраиваемых цензором.
Плата за аренду земли выступала в форме поземельного налога, а также, так как обязательства носили сакральный характер, дополнительно выплачивалась сумма в форме жертвоприношения в размере 1/10 части дохода от урожая или приплода скота.
Эти жертвы приносились в государственную казну в храм Сатурна.
Новые арендные договоры земли обычно заключались в конце февраля начале марта и сопровождались особенными религиозными ритуалами, включая жертвоприношения.
«Затем уже заключались арендные договоры в 'См.: Там же.
с.
281, ^ Иоффе О.С., Мусин В.А.
Указ.
соч.
С, 89.
' Там же.
С.
92.


[стр.,30]

30 § 2.
Современное состояние правового регулирования аренды земельных участков Включение земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на землю вызвало необходимость использования гражданскоправовых элементов при регулировании земельных отношений.
В законодательном плане это привело к появлению гл.
17 ГК РФ («Право собственности и другие вещные права на землю»), соответствующих норм Раздела 111 ГК РФ, допускающих оборот земель в различных формах, аналогичных норм Земельного кодекса РФ' (общие принципы оборота земель изложены в гл.
14), ФЗ от 24.07.2002 г.

101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»^, а также правил других законов и иных нормативных и т.п.
В этой связи в науке возник спор относительно соотношения норм земельного и гражданского права, самостоятельности земельного права как отрасли и о пределах вмешательства норм гражданского права в земельные правоотношения.
Данная проблема не является новой, она была предметом дискуссий и в дореволюционной, и в советской юридической науке,
интенсивно проводилось обсуждение этих же проблем и перед принятием нового ЗК РФ^.
Проблема самостоятельности отрасли земельного права не входит в круг данного исследования, однако вопрос о соотношении норм гражданского и земельного права не является сугубо теоретическим.
От его решения нередко зависит допустимость совершения субъектами земельного оборота конкретных действий с земельными участками, и судьба земельных участков, поскольку земельное и гражданское законодательство не вполне гармонизированы, а нередко содержат прямо противоположные правила.
' ФЗ от 25.10.2001 г.
№137-Ф3// СЗ РФ.
2001.
№44.Ст.
4148.
^ Российская газета.
2002.27 июля.
^ См., например: О некоторых хфоблемах развития земельного законодательства на современном этапе// Государство и право.
1997.
№3.
С.
32-63.
актов, предусматривающих юридически защищенную возможность произвести отчуждение земельного участка,
сдать его в аренду

[Back]