Проверяемый текст
Скребкова Ольга Павловна. Договор аренды земельных участков (Диссертация 2003)
[стр. 227]

227 интенсивно проводилось обсуждение этих же проблем и перед принятием нового ЗК РФ1 2.
Проблема самостоятельности отрасли земельного права не входит в круг
задач данного исследования, однако вопрос о соотношении норм гражданского и земельного права применительно к аренде земли не является сугубо теоретическим.
От его решения нередко зависит допустимость совершения субъектами земельного оборота конкретных действий с земельными участками и судьба земельных участков, поскольку земельное и гражданское законодательство
нс вполне гармонизированы, а нередко содержат прямо противоположные правила.
ГК РСФСР 1922 г.
и 1964 г.
устанавливали, что земля в принципе не является объектом гражданского оборота; например, в ст.
95 ГК РСФСР 1964 г.

предусматривалось, что исключительным собственником всей земли является само государство.
В советской правовой доктрине господствовала идея, что регулирование земельных отношений в их разнообразии должно осуществляться в рамках жестких административных предписаний, что привело к
признанию того, что все отношения по поводу земли составляют особый вид отношений земельные, «тем самым было обусловлено обособление в системе советского права совокупности норм, регулирующих земельные отношения земельного права».3 Исключительная государственная собственность на землю далеко не всеми правоведами расценивалась как основной аргумент в пользу выделения земельного права в самостоятельную отрасль,4 и потому ее разрушение нс должно восприниматься как одновременное исчезновение и данной отрасли права.
1 Российская газета.
2002.
27 июля.
г См., например: О некоторых проблемах развития земельного законодательства па современном этапе// Государство и право.
1997.
№3.
С.
32-63.
*
Общая теория советского земельного права.
М.:
Юрка, лит., 1983.
С.
5 4 См., например: Сыродосв II.А.
О соотношении земельного н гражданского законодательства // Государство н право.
2001.
№ 4.
С.
30.
[стр. 30]

30 § 2.
Современное состояние правового регулирования аренды земельных участков Включение земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на землю вызвало необходимость использования гражданскоправовых элементов при регулировании земельных отношений.
В законодательном плане это привело к появлению гл.
17 ГК РФ («Право собственности и другие вещные права на землю»), соответствующих норм Раздела 111 ГК РФ, допускающих оборот земель в различных формах, аналогичных норм Земельного кодекса РФ' (общие принципы оборота земель изложены в гл.
14), ФЗ от 24.07.2002 г.
№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»^, а также правил других законов и иных нормативных и т.п.
В этой связи в науке возник спор относительно соотношения норм земельного и гражданского права, самостоятельности земельного права как отрасли и о пределах вмешательства норм гражданского права в земельные правоотношения.
Данная проблема не является новой, она была предметом дискуссий и в дореволюционной, и в советской юридической науке, интенсивно проводилось обсуждение этих же проблем и перед принятием нового ЗК РФ^.
Проблема самостоятельности отрасли земельного права не входит в круг
данного исследования, однако вопрос о соотношении норм гражданского и земельного права не является сугубо теоретическим.
От его решения нередко зависит допустимость совершения субъектами земельного оборота конкретных действий с земельными участками, и судьба земельных участков, поскольку земельное и гражданское законодательство
не вполне гармонизированы, а нередко содержат прямо противоположные правила.
'
ФЗ от 25.10.2001 г.
№137-Ф3// СЗ РФ.
2001.
№44.Ст.
4148.
^ Российская газета.
2002.27 июля.
^ См., например: О некоторых хфоблемах развития земельного законодательства на современном этапе// Государство и право.
1997.
№3.
С.
32-63.
актов, предусматривающих юридически защищенную возможность произвести отчуждение земельного участка, сдать его в аренду

[стр.,31]

31 Гражданское и земельное право: проблемы соотношения.
ГК РСФСР 1922 г.
и 1964 г.
устанавливали, что земля в принципе не является объектом гражданского оборота; например, в ст.
95 ГК РСФСР 1964 г.

собственником всей земли предусматривалось, что исключительным является само государство; несколько точнее и осторожнее формулировалось это положение в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г., где было предусмотрено, что «земельные отношения регулируются земельным законодательством».
В советской правовой доктрине господствовала идея, что регулирование земельных отношений в их разнообразии должно осуществляться в рамках жестких административных предписаний, что привело к
«выделению земельной собственности и всей совокупности связанных с ней общественных отношений в особый их вид — земельные отношения, требующие специального правого регулирования.
Тем самым было обусловлено обособление в системе советского права совокупности норм, регулирующих земельные отношения — земельного права».' Исключительная государственная собственность на землю далеко не всеми правоведами расценивалась как основной аргумент в пользу выделения земельного права в самостоятельную отрасль^ и потому ее разрушение
не должно восприниматься как одновременное исчезновение и данной отрасли права.
С включением земли в гражданский оборот земельный участок стал представлять собой объект гражданских правоотношений.
Кроме того, земля и ранее была предметом оборота, хотя основаниями передачи (приобретения) были не гражданско-правовые, а административные акты.
Спектр мнений по поводу соотношения гражданского и земельного права в регулировании отношений, где объектом выступает земля,, достаточно широк.
Некоторые авторы отрицают существование земельного права как отрасли и полагают, что с включением земли в гражданский оборот ' Общая теория советского земельного права.
М.:
Юрид.
лит., 1983.
С.
5 ^ См., например: Сыродоев Н.А, С соотношении земельного и гражданского законодательства // О Государство и право.
2001.
№ 4.
С.
30.

[Back]