Проверяемый текст
Скребкова Ольга Павловна. Договор аренды земельных участков (Диссертация 2003)
[стр. 243]

243 Очевидно также, что земля при аренде не может выступать как «национальное’ достояние» либо в качестве «основы для жизни и деятельности народов».
В этом своем значении земля вообще не является предметом оборота1, хотя нет сомнений, что в других отношениях земля выступает основой для существования индивида, группы людей, населения в целом, этноса1
2.
Поскольку всегда речь идет о некоторой части земли, при сдаче участка в аренду характерным признаком является наличие территориальных границ.
Последние позволяют, с одной стороны, идентифицировать данный участок как таковой и, с другой, отличать (отделять) от иных земель.
Следовательно, это всегда квалифицирующая черта земли, именно поэтому в основу определения земли как объекта договора аренды целесообразно положить понятие земельного участка (территории).
Земельный участок измеряется в пространственных показателях в квадратных метрах или гектарах (либо «сотках» сотых долей гектара).
Тем не менее, объектом аренды все-таки являются не квадратные метры площади; это лишь способ измерения объекта, а не существо его.

Например, при сдаче в аренду земель сельскохозяйственного назначения на первый план выступает плодородие земли (состояние гумусного слоя).
По качество земли также нс выражает существа земельного участка, поскольку каждый участок уникален и определяется также другими показателями, в том числе наличием дорог, инженерной и социальной инфраструктуры, местом нахождения и т.п.
По мнению В.А.
Лапача, для любого земельного участка
наиболее существенны пространственно-качественные характеристики почвенного слоя, они должны включаться в описание каждого земельного участка3.
Спору нет, вопрос о почве, ее количестве и качестве необычайно важен как
1 В сущности, сам термин «земля» лучше нс использовать вообще в сфере гражданских правоотношений.
2 См., например: Новикова Н.И.
«Родовые
уголья»: перспективы правового плюрализма (представления представителей коренных народов и законодателей)'/ Государство и право.
2000.
№6.
С.
102-107.
*
См.: Лапач В.Л.
Система объектов гражданских прав в законодательстве России: Дис...докт.
юрид.
наук.
Ростов-на-Дону, 2002.
С.
299.
[стр. 57]

51 всегда будет конкретный земельный участок, как бы мал или велик по размерам он не был.
Понятие «земля», по мнению указанных авторов, является «весьма абстрактным и характеризует лишь ее связь с природой»; понятие земли «есть не что иное, как земельные участки, объединяемые в одну группу по выполняемым функциям или, что одно и то же в одну категорию по целевому назначению их использования»'.
Понятие «земельный участок» в науке, законодательной или правоприменительной практике заменяют словом «земля», которое является «сокращенным и всем понятным обозначением земельного участка...
все понятно и не требует никаких объяснений»'^.
Однако совершенно ясно, что следует отделить землю как объект природы и природный ресурс от ее значения как объекта гражданских (и арендных) отношений^; при смещении акцента на ценность земли как природного ресурса изменяется направленность договора и речь должна идти о его переквалификации (см.
об этом выше).
Очевидно также, что земля при аренде не может выступать как «национальное достояние» либо в качестве «основы для жизни и деятельности народов».
В этом своем значении земля вообще не является предметом оборота'*, хотя нет сомнений, что — в других отношениях земля выступает основой для существования индивида, группы людей, населения в целом, этноса^.

Существенный интерес представляет характеристика земли как пространства и территории; и на самом деле: когда речь идет о предоставлении земли в аренду, устанавливается некоторое количество земли в измерении, свойственном именно для территории, площади — в ' Анисимов А.П., Черноморец А.Е.
Некоторые вопросы теории земельного права в свете нового земельного кодекса РФ// Новая правая мысль.
2002 № 1.С.
32.
^ Там же.
С.
32-33.
^ В принципе этот путь и намечен в п.
1 ст.
6 ЗК, но критерий не точен: земельные участки могут представлять интерес и как природный объект, а ресурсы природы могут концентрироваться на определенном земельном участке.
* в сущности, сам термин «земля» лучше не использовать вообще в сфере гражданских правоотношений.
'
См., например: Новикова Н.И.
«Родовые
угодья»: перспективы правового плюрализма (представления представителей коренных народов и законодателей)// Государство и право.
2000.
№6.
С.
102-107.


[стр.,58]

58 квадратных метрах или гектарах («сотках» сотых долей гектара).
Тем не менее, объектом аренды все-таки являются не квадратные метры площади; это лишь способ измерения объекта, а не существо его.

Хорошо заметно, что единицы измерения есть лишь одно из средств определения земли при сдаче в аренду земель сельскохозяйственного назначения, где центральным вопросом является качество земель, в том числе, плодородие (состояние гумусного слоя).
Таким образом, территория (средство для пространственного размещения объектов) также не выражает существо земли (земельного участка).
Но и качество само по себе не определяет объект, так как земля, всякий отдельно взятый ее участок уникальны, определяются и другими показателями, в том числе наличием дорог, инженерной и социальной инфраструктуры, местом нахождения и т.п.
По мнению В.А.
Лапача, для любого земельного участка
существенны пространственно-качественные характеристики почвенного слоя, они должны включаться в описание каждого земельного участка'.
Спору нет, вопрос о почве, ее количестве и качестве необычайно важен как
для России, так и для населения Земли в целом^.
Однако понятие «качество» для различных участков земли является различным (например, ценность участка может заключаться в его хорошей горизонтальной планировке, для строителей значимость участка может состоять в отсутствии подземных вод и надежности грунта и т.п.); следовательно, критерий качества необходим, но он может выражаться в различных свойствах земельного участка.
Поскольку всегда речь идет о части земли, для земли, сдаваемой в аренду, характерным признаком является наличие территориальных границ.
Существование последних позволяет утверждать, что всякая земля как ' См.: Лапач В.А.
Система объектов гражданских прав в законодательстве России: Дис.докт.
юрид.
наук.
Ростов-на-Дону, 2002.
С.
299.
^
Всего 9 процентов почв в мире пригодно для земледелия, в России чернозем занимает только 7 процентов, почва же в целом есть лишь поверхностная тонкая пленка толщиной около полутора метров; при этом в последнее время резко усилился процесс потери плодородных почв: в России, например, ежегодно пашня лишается более 1,5 млрд.
тонн плодородного слоя, каждый третий гектар пашни и пастбищ-эродирован, см.: Парламентская газета.
2001.5 авг.

[Back]