Проверяемый текст
Скребкова Ольга Павловна. Договор аренды земельных участков (Диссертация 2003)
[стр. 289]

289 соответствующих законах и иных правовых актах* 1, положениях о государственных органах, уставах муниципальных образований содержатся специальные правила о том, кто именно принимает решения о распоряжении публичной собственностью, а кто заключает от имени данных формирований договоры и пр.; этому же вопросу посвящена и ст.
29 ЗК РФ, предусматривающая, что, по общему правилу, земельные участки предоставляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Последующие статьи (ст.
30-34 ЗК РФ) излагают лишь порядок и условия такого решения, которое в свою очередь служит основанием для заключения договора.
Заключать же договор могут и другие государственные органы, органы местного самоуправления, их управления
(чаще всего комитеты по управлению имуществом).
Дополнительно есть смысл отметить, что необходимость соблюдать все процедуры и получать предварительное решение исполнительного органа власти «о предоставлении» земли следует только в случаях, специально указанных в
законе, например, для строительства (ст.
29 ЗК РФ).
В остальных же случаях, когда земельный участок уже находится в обороте
(например, при перезаключении договора аренды с прежним арендатором, в случае, когда приобретено здание на участке, принадлежащем публичному образованию — ст.
36 ЗК РФ и т.д.) нет оснований для соблюдения этих процедур.
Заметим, что и само земельное законодательство процедуру получения земельного участка в аренду именует не «основанием», а «порядком» (ср.
ст.
34 ЗК РФ).
Таким образом,
принимая решение о предоставлении земельного участка в аренду, публичное образование как один из многих участников гражданских правоотношений оказывается в сфере гражданско-правового и право.
2000.
№5; Звекоп В.
Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством// Хозяйство и право.
1998.
№5.
1 См., например: ст.
20.
29, 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.

J 995// СЗ РФ.
1995.
№35.
Ст.
3506.
[стр. 143]

143 в ней текст просто копирует соответствующие статьи ЗК РФ и ГК РФ'.
Поскольку же речь идет о публично-правовом образовании, за которое действуют его органы (см.
ст.
124-125 ГК РФ), то в силу именно этой специфики субъекта на стороне арендодателя и рождаются вопросы, связанные с тем, кто, как, в каком порядке, с какими полномочиями вправе предоставить землю^.
В конечном счете, определенный полномочный орган, представляющий заключит договор соответствующее аренды с публично-правовое этот образование, и будет арендатором, договор действительным основанием для возникновения права аренды.
Но этот орган должен быть определен ! И наделен соответствующей компетенцией...
Именно поэтому в соответствующих законах и иных правовых актах', положениях о государственных органах, уставах муниципальных образований содержатся специальные правила о том, кто именно принимает решения о распоряжении публичной собственностью, кто заключает от имени данных формирований договоры и пр.; этому же вопросу посвящена и ст.
29 ЗК РФ, предусматривающая, что, по общему правилу, земельные участки предоставляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Последующие статьи (ст.
3034 ЗК РФ) излагают лишь порядок и условия такого решения, которое — в свою очередь служит основанием для заключения договора.
Заключать же договор могут и другие государственные органы, органы местного самоуправления, их управления,
комитеты и т.п.
Дополнительно есть смысл отметить, что необходимость соблюдать все процедуры и получать предварительное решение исполнительного органа власти «о предоставлении» земли следует только в случаях, специально указанных в '
Лишена смысла, как представляется, и общая диспозиция этой нормы «публичные образования могут предоставить землю в собственность, в аренду, а также на иных основаниях».
Конечно могут, но надо ли это положение, уже закрепленное ГК РФ, включать в текст специального закона ? ^ Проблемы правосубъектности публичных образований лежат за пределами рассматриваемой темы и укажем лишь на некоторые работы, посвященные данной проблематике, см., например: Грось Л.
Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы// Хозяйство и право.
2000.
№5; Звеков В.
Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых
фажданским законодательством// Хозяйство и право.
1998.
№5.


[стр.,144]

144 законе, например, для строительства (ст.
29 ЗК РФ).
В остальных же случаях, когда земельный участок уже находится в обороте
(при перезаключении договора аренды с прежним арендатором, в случае, когда приобретено здание на участке, принадлежащем публичному образованию ст.
36 ЗК РФ и т.д.) нет оснований для соблюдения этих процедур.
Заметим, что и само земельное законодательство процедуру получения земельного участка в аренду именует не «основанием», а «порядком» (ср.
ст.
34 ЗК РФ).
Таким образом,
вопрос о порядке (процедуре) предоставлении участка в действительности лежит в плоскости установления достаточной правосубъектности соответствующих органов, а не оснований появления права аренды.
Вообще говоря, точно также может быть поставлен вопрос и о правосубъектности арендатора, о полномочиях тех лиц, которые подписывают договор аренды с его стороны (например, в связи с правилами о крупных сделках, сделках с заинтересованностью и т.д.) .
Поскольку довольно часто на практике обнаруживается, что тот или иной государственный либо муниципальный орган не имел надлежащего права на заключение договора аренды (исходя из вида земель, их размера и т.д.), то считаем необоснованным в подобных случаях применять норму ст.
168 ПС РФ и оценивать сделку аренды как ничтожную.
Порок сделки в подобных случаях состоит не в основаниях появления прав аренды, а в отсутствии у органа, заключающего сделку, достаточной компетенции, что требует применения ст.
174 ПС РФ; такие сделки должны квалифицироваться как оспоримые и признавать их недействительными следует только в случае, когда арендатор знал или заведомо должна был знать о наличии ограничений по заключению договора аренды.
Приведенная выше аргументация позволяет возражать против того, чтобы рассматривать вообще все факты, связанные с выделением и ' См., например: ст.
20, 29, 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995//
СЗ РФ.
1995.
№35.
Ст, 3506.
^ См.
ст.
78, 81 и др.
Федерального закона РФ от 26.12.1995 г.
№ 208-ФЗ.

[Back]