Проверяемый текст
Скребкова Ольга Павловна. Договор аренды земельных участков (Диссертация 2003)
[стр. 327]

327 течение двух лет с момента направления собственнику участка соответствующего уведомления.
Вопрос о правомерности применения указанной нормы, закрепленной в ГК
РФ, но не отраженной в ЗК РФ, является спорным в силу нерешенности вопроса о приоритете данных нормативно-правовых актов.
Некоторые авторы отмечают, что многие нормы ГК, касающиеся земельных отношений, нельзя в принципе отнести к гражданско-правовым, они являются сугубо земельно-правовыми.
К таким нормам относятся, в частности, нормы об изъятии земельных участков (ст.ст.284-286 ГК).1 Представляется,
однако, что здесь также следует усматривать различные по характеру отношения: те из них, которые связаны с основанием изъятия земельного участка и его процедурой, судя по всему, могут быть отнесены к предмету земельного права, а отношения по возмещению убытков, как отношения эквивалентно-возмездные, было бы правильным считать находящимися в сфере действия гражданского права.
В таком случае нормы Земельного кодекса РФ об изъятии земельных участков следует рассматривать дифференцированно: одни из них являются основными, базовыми (нормы земельного права), а другие специальными (нормы гражданского права).
Но поскольку детальное разграничение не проведено, остается актуальной задача, сформулированная И.А.
Иконицкой как необходимость «найти нишу как для гражданского, так и для земельного законодательства в целостной системе регулирования земельных отношений в России»1.

С учетом указанных соображений следует учитывать и нормы ЗК РФ относительно возмещения убытков, прежде всего правила ст.
57 ЗК РФ, специально посвященной этим вопросам.
Следует изначально отметить, что земельное н гражданское законодательство не совпадают при описании размера компенсации, а в самой ст.
57 ЗК РФ заложены некоторые противоречия.
Так, убытки, причиненные собственникам земельных
1 См.: Сыродосв Н.Л.
О соотношении земельного и гражданского законодательства// Государство и право.
2001.
№4.
С.
31-32.
[стр. 197]

197 участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
ПС РФ также предусматривает дополнительные гарантии прав при изъятии земельных участков, правда они касаются только их собственников.
Так, согласно ст.
282 ГК течение двух лет с иск о выкупе земельного участка для направления собственнику участка государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в момента соответствующего уведомления.
Вопрос о правомерности применения указанной нормы, закрепленной в ГК,
но не отраженной в ЗК является спорным, в силу нерешенности вопроса о приоритете данных нормативноправовых актов.
Некоторые авторы отмечают, что многие нормы ГК, касающиеся земельных отношений, нельзя в принципе отнести к гражданскоправовым, они являются сугубо земельно-правовыми.
К таким нормам относятся в частности нормы об изъятии земельных участков (ст.ст.284-286 ГК),' Представляется,
что в их число можно также включить и рассматриваемую статью о выкупе земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст.
283 ГК).
Таким образом, остается актуальной задача, сформулированная И.А.
Иконицкой как необходимость «найти нишу как для гражданского, так и для земельного законодательства в целостной системе регулирования земельных отношений в России»^.

В соответствии с п.
3 ст.
63 ЗК расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышаюш11Х стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Существенно, что всякое изъятие земельного участка для государственных или муниципальньпс нужд действующий закон (в том числе ' Сыродоев Н.А.
О соотношении земельного и гражданского законодательства// Государство и право.
2001.
№4.
С.
31-32.
^
Иконицкая И.А.
Земельное право Российской Федерации.
С.
36.


[стр.,198]

198 и ст.
55 ЗК РФ) рассматривает как акцию, которая может происходить как на добровольной, так и принудительной основе; в последнем случае данное основание прекращения договора аренды будет действительно только в силу рещения суда (п.
2 ст.
55 ЗК РФ).
Земельное законодательство предусматривает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен и выкуп.
Поскольку это основание применимо и к арендным отношениям, следует сделать два уточнения.
Во-первых, в случае обладания земельным участком на условиях аренды можно говорить лишь о выкупе прав на участок, а не о выкупе самого участка.
Во-вторых, если произведен выкуп, то следует определить, что именно выкуплено; если сумма выкупа включает в себя возмещение убытков и потерь производства, у арендатора нет права на какого-либо рода компенсацию.
Об имущественном возмещении при изъятии земельных участков и прекращении договора аренды.
Статья 57 ЗК РФ регулирует порядок возмещения убытков арендаторам при изъятии участков для государственных или муниципальных нужд и ограничении прав арендаторов земельных участков.
Следует изначально отметить, что земельное и гражданское законодательство не совпадают при описании размера компенсации, а в самой ст.
57 ЗК РФ заложены некоторые противоречия.
Так, убытки, причиненные собственникам земельных
участков возмещаются только в случаях, когда убытки причинены ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (пп.
2 п.1 ст.
57 ЗК РФ), временным занятием земельных участков (пп.
3 п.
1 ст.
57 ЗК РФ) и ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (пп.
4 п.
только или в 1 ст.
57 ЗК РФ).
А случае изъятия землепользователям, участков для землевладельцам и арендаторам земельных участков возмещение убытков предусмотрено государственных земельных муниципальных нужд.
Небольшое различие.

[Back]