18 среду, которую определяют с помощью таких понятий, как бытие и экзистенция, личность, свобода, творчество, ответственность, коммуникация, другой человек. Именно поэтому, экзистенциализм близок педагогике пониманием великой роли воспитания человека, способного преодолеть свои границы и достичь духовного развития. Значимыми для нашего исследования являются и отдельные положения философии прагматизма, особенно организация педагогического процесса, призванная в наибольшей мере способствовать возможности человека проявить себя, а главная цель педагогики заключается в содействии самореализации личности [108]. В этих теоретических направлениях мы находим идею поддержки, сопровождения личности, они значительно обогащают понимание педагогической поддержки, поскольку конкретное бытие человека предполагает выбор разнообразных форм и содержания, действий и поведения. Анализ развития гуманистических идей в педагогике в разное время рассматривали Е.В. Бондаревская, М.Н. Дудина, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская. В своих работах они подчеркивают идею гуманного отношения к личности человека, поддержку его творческого начала к саморазвитию. Все это выявляет необходимость более пристального внимания к научным работам, в которых рассматривается проблема педагогической поддержки личности. Данная проблема является одной из востребованных в современной науке и образовательной практике. Понятие «поддержка» было введено в отечественную педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Г. Асмолова, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крыловой, Л.Я. Олиференко, Е.Н. Шиянова и др., которые определили основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки. В зарубежных и отечественных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как неотъемлемая составляющая процессов гуманизации образования, как процесс педагогического |
акцент делается на создании условий, способствующих личности в преодолении возникших затруднений. Далее рассматриваем, взаимосвязь понятий «поддержка» и «сопровождение». В.С. Мухина отмечает, что сопровождение «предусматривает поддержку естественного развития реакций, процессов и состояний личности». Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [155, с. 4-12]. На наш взгляд, сопровождение является формой осуществления поддержки социальной, психологической и педагогической. Конкретизация направления поддержки обусловлена индивидуальными особенностями человека, в отношении которого осуществляется данная деятельность. При этом необходимо упомянуть о проблеме «избыточности» поддержки, которая, но мнению К.Р. Роджерса, формирует потребительское отношение к помогающим, тормозя процессы самопознания и самореализации [185]. Подчеркнем, что анализ взглядов различных исследователей раскрывает сущность поддержки в ее ориентации на развитие личности (К. Роджерс, А. Маслоу, А.Г Асмолов, О.С. Газман, Е.Н. Шиянов и др.). Понятие «поддержка» было введено в отечественную педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анона, А.Г. Асмолова, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровий, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крылова, Л .Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги и др., которые определили основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: придержав, не дать упасть; оказать помощь, содействие; выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь [215]. Рассматривая термин «поддержка», И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов акцен века как к цели, а не как средству» [115, с. 260]. Для нас это является постулатом относиться к пожилому человеку, как к цели, а не как к средству. В этом, на наш взгляд, философская и методологическая основа педагогической поддержки, которая ставит вопросы о социальной и государственной поддержке пожилого человека. В философской литературе, мы увидели ценность экзистенциализма для обоснования необходимости педагогической поддержки личности. Экзистенциализму (ех1(5)1сп11а существование) свойственна антропологическая ориентация, которая в центре своего внимания рассматривает проблемы личности, смысла жизни, свободы и ответственности. Именно поэтому, экзистенциализм близок педагогике пониманием великой роли воспитания человека, способного преодолеть свои границы и достичь духовного развития. Ведущие представители экзистенциализма (М. Бубер, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) считают, что существование человека вплетено в окружающую среду, которую определяют с помощью таких понятий, как бытие и экзистенция, личность, свобода, творчество, ответственность, коммуникация, другой человек. В этих понятиях мы находим идею поддержки, сопровождения личности, они значительно обогащают понимание педагогической поддержки, поскольку конкретное бытие человека предполагает выбор разнообразных форм и содержания действий и поведения. Рассматривая эволюцию идеи педагогической поддержки, мы видим ее обоснование в теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Задача этого воспитания создать человека, а средство свобода, или природная жизнь, протекающая вдали от культуры с ее искусственностью и механичностью» [73, с. 54]. В России идея свободного воспитания была развита и сформулирована Л.Н. Толстым, который считал свободу и опыт «критериумом педагогики». Опираясь на провозглашенные теорией свободного воспитания подходы, К.Н. Венцель сформулировал, по нашей оценке, сущность педагогической поддержки. Он призывал опираться на присущее, по его мнению, каж дому человеку естественное стремление к максимально полной реализации себя в активной деятельности [56, с. 18]. К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» сформулировал ряд положений, которые могут быть реализованы только при наличии педагогики поддержки. По его мнению: «... воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Советуем педагогам изучать сколь возможно тщательнее физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства» [216, с. 237]. На наш взгляд, в приведенных словах сформулировано главное условие педагогической поддержки тщательное изучение личности. Значимыми для нашего исследования являются и отдельные положения.философии прагматизма (Дж. Дыои и др.), а именно: организация педагогического процесса призвана в наибольшей мере способствовать возможности человека проявить себя; главная цель педагогики заключается в содействии саморазвитии личности [19]. Анализ научной литературы позволил заключить, что педагогическая поддержка, тесно связана с самореализацией личности на основе уважения и признания ее ценности. Теория развития личности наиболее полно раскрыта в гуманистической психологии А. Маслоу. Он считал, что личность является неповторимой, уникальной ценностью, обладающую значительным потенциалом, в полной мере способствующим ее саморазвитию. Важно только создать такие условия, когда удовлетворяются развивающиеся потребности человека. В разработанной им концепции иерархии человеческих потребностей («пирамида потребностей») высшее место отводиться стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности). Выводы автора являются особенно значимыми для понимания сущности педагогической под |