Проверяемый текст
Рямова Ксения Александровна. Социально-педагогическая поддержка жизненной позиции пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба (Диссертация 2010)
[стр. 22]

22 нием в учебе, с жизненным профессиональным самоопределением [99, с.
123].
Для анализа понятия «педагогическая поддержка», определения ее сущности, содержания и структуры на первом этапе исследования нами была изучена философская и психолого-педагогическая литература.
Изучение научной литературы (Т.В.
Анохина,
В.Г1.
Ьсдерханова, Е.В.
Бондаревская, О.С.
Газман, Н.Н.
Загрядская, Г.Б.
Кортнев, Н.Б.
Крылова, А.В.
Мудрик и др.) показало, что в основе понимания педагогической поддержки лежит гуманистический подход, для реализации которого важно понимание гуманизма.
Гуманизм как понятие был актуализирован эпохой Просвещения (XVIII в.) и выражал стремление человечества к утверждению прав, свободы и достоинства личности.
Дальнейшее развитие идей гуманизма привело к проблеме
личностной самореализации индивидов, выработке норм «человеческого измерения» (Э.
Фромм),
«самоактуализации личности» (А.
Маслоу).
Созвучные идеи мы находим в одной из работ И.
Канта: «...относиться к человеку в своем лице и лице другого человека
как к цели, а не как средству» [95, с.
260].
В этом, на наш взгляд, философская и методологическая основа педагогической поддержки.

Рассматривая эволюцию идеи педагогической поддержки, мы видим ее обоснование в теории свободного воспитания Ж.-Ж.
Руссо: «...задача этого воспитания создать человека, а средство свобода, или природная жизнь, протекающая вдали от культуры с ее искусственностью и механичностью»
[183, с.
54].
Опираясь на провозглашенные теорией свободного воспитания подходы, К.Н.
Венцель сформулировал, по нашей оценке, сущность педагогической поддержки.
Он призывал опираться на присущее,
но его мнению, каждому человеку естественное стремление к максимально полной реализации себя в активной деятельности [43, с.
18].
К.Д.
Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания»
[стр. 19]

место в решении возникающих проблем пожилых людей.
Подробнее остановимся на понятии «педагогическая поддержка».
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» педагогическая поддержка трактуется как особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия обучающегося и педагога и предполагает самоопределение учащегося в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы [165].
Раскрывая сущность понятия «педагогическая поддержка» и стоящего за ним феномена, мы считаем необходимым, проследить его эволюцию и связь с другими родственными понятиями.
В «Педагогическом словаре» понятие «педагогическая поддержка» трактуется как деятельность педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологаческим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в учебе, с жизненной профессиональной самореализацией [118, с.
115].
Для анализа понятия «педагогическая поддержка», определения^ ее сущности, содержания и структуры на первом этапе исследования нами была изучена философская и психолого-педагогическая литература.
Изучение научной литературы (Т.В.
Анохина,
В.П.
Бедерхано, Е.В.
Бондаревская, О.С.
Газман, Н.Н.
Загрядская, Г.Б.
Кортнев, Н.Б.
Крылова, А.В.
Мудрик и др.) показало, что в основе понимания педагогической поддержки лежит гуманистический подход, для реализации которого важно понимание гуманизма.
Гуманизм как понятие был актуализирован эпохой Просвещения (XVIII в.) и выражал стремление человечества к утверждению прав, свободы и достоинства личности.
Дальнейшее развитие идей гуманизма привело к проблеме
личностного самоопределения индивидов, выработке норм «человеческого измерения» (Э.
Фромм),
«самореализации и самоактуализации личности» (А.
Маслоу).
Созвучные идеи мы находим в одной из работ И.
Канта: «...относиться к человеку в своем лице и лице другого чело


[стр.,20]

века как к цели, а не как средству» [115, с.
260].
Для нас это является постулатом относиться к пожилому человеку, как к цели, а не как к средству.
В этом, на наш взгляд, философская и методологическая основа педагогической поддержки,
которая ставит вопросы о социальной и государственной поддержке пожилого человека.
В философской литературе, мы увидели ценность экзистенциализма для обоснования необходимости педагогической поддержки личности.
Экзистенциализму (ех1(5)1сп11а существование) свойственна антропологическая ориентация, которая в центре своего внимания рассматривает проблемы личности, смысла жизни, свободы и ответственности.
Именно поэтому, экзистенциализм близок педагогике пониманием великой роли воспитания человека, способного преодолеть свои границы и достичь духовного развития.
Ведущие представители экзистенциализма (М.
Бубер, А.
Камю, М.
Хайдеггер, К.
Ясперс и др.) считают, что существование человека вплетено в окружающую среду, которую определяют с помощью таких понятий, как бытие и экзистенция, личность, свобода, творчество, ответственность, коммуникация, другой человек.
В этих понятиях мы находим идею поддержки, сопровождения личности, они значительно обогащают понимание педагогической поддержки, поскольку конкретное бытие человека предполагает выбор разнообразных форм и содержания действий и поведения.
Рассматривая эволюцию идеи педагогической поддержки, мы видим ее обоснование в теории свободного воспитания Ж.-Ж.
Руссо.
Задача этого воспитания создать человека, а средство свобода, или природная жизнь, протекающая вдали от культуры с ее искусственностью и механичностью»
[73, с.
54].
В России идея свободного воспитания была развита и сформулирована Л.Н.
Толстым, который считал свободу и опыт «критериумом педагогики».
Опираясь на провозглашенные теорией свободного воспитания подходы, К.Н.
Венцель сформулировал, по нашей оценке, сущность педагогической поддержки.
Он призывал опираться на присущее,
по его мнению, каж

[стр.,21]

дому человеку естественное стремление к максимально полной реализации себя в активной деятельности [56, с.
18].
К.Д.
Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания»
сформулировал ряд положений, которые могут быть реализованы только при наличии педагогики поддержки.
По его мнению: «...
воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.
Советуем педагогам изучать сколь возможно тщательнее физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства» [216, с.
237].
На наш взгляд, в приведенных словах сформулировано главное условие педагогической поддержки тщательное изучение личности.
Значимыми для нашего исследования являются и отдельные положения.философии прагматизма (Дж.
Дыои и др.), а именно: организация педагогического процесса призвана в наибольшей мере способствовать возможности человека проявить себя; главная цель педагогики заключается в содействии саморазвитии личности [19].
Анализ научной литературы позволил заключить, что педагогическая поддержка, тесно связана с самореализацией личности на основе уважения и признания ее ценности.
Теория развития личности наиболее полно раскрыта в гуманистической психологии А.
Маслоу.
Он считал, что личность является неповторимой, уникальной ценностью, обладающую значительным потенциалом, в полной мере способствующим ее саморазвитию.
Важно только создать такие условия, когда удовлетворяются развивающиеся потребности человека.
В разработанной им концепции иерархии человеческих потребностей («пирамида потребностей») высшее место отводиться стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности).
Выводы автора являются особенно значимыми для понимания сущности педагогической под

[Back]