23 сформулировал ряд положений, которые могут быть реализованы только при наличии педагогики поддержки. По его мнению: «... воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Советуем педагогам изучать сколь возможно тщательнее физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства» [210, с. 237]. На наш взгляд, в приведенных словах сформулировано главное условие педагогической поддержки тщательное изучение личности. Представители гуманистической педагогики, отводя особую роль личной инициативе, доказывали необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри», которое только и может обеспечить самореализующаяся личность. Особое внимание педагоги, занимающиеся идеями гуманизма, уделяли развитию индивидуальной идентичности. О.С. Газман, в своих изысканиях шел дальше, считая предметом педагогической поддержки, процесс совместной деятельности (педагог обучающийся) где целью является определение собственных интересов учащегося, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в самовоспитании, общении и образе жизни [53, с. 6]. Он пишет: «... оказывая поддержку, представь себя на месте воспитанника. Нс делай и не говори того, что не понравилось бы тебе самому», «... важно получить согласие ученика на помощь и поддержку. В отдельных случаях согласие должно быть явным, а иногда скрытым», «... искусство поддержки связано с тем, что в ней нет, и не может быть ничего заранее предугаданного, она как жизнь, и каждый из её моментов непредсказуем» [52, с. 9]. Более того,О.С. Газман подчеркивал, что педагогическая поддержка значимое содер-.. |
дому человеку естественное стремление к максимально полной реализации себя в активной деятельности [56, с. 18]. К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» сформулировал ряд положений, которые могут быть реализованы только при наличии педагогики поддержки. По его мнению: «... воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Советуем педагогам изучать сколь возможно тщательнее физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства» [216, с. 237]. На наш взгляд, в приведенных словах сформулировано главное условие педагогической поддержки тщательное изучение личности. Значимыми для нашего исследования являются и отдельные положения.философии прагматизма (Дж. Дыои и др.), а именно: организация педагогического процесса призвана в наибольшей мере способствовать возможности человека проявить себя; главная цель педагогики заключается в содействии саморазвитии личности [19]. Анализ научной литературы позволил заключить, что педагогическая поддержка, тесно связана с самореализацией личности на основе уважения и признания ее ценности. Теория развития личности наиболее полно раскрыта в гуманистической психологии А. Маслоу. Он считал, что личность является неповторимой, уникальной ценностью, обладающую значительным потенциалом, в полной мере способствующим ее саморазвитию. Важно только создать такие условия, когда удовлетворяются развивающиеся потребности человека. В разработанной им концепции иерархии человеческих потребностей («пирамида потребностей») высшее место отводиться стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности). Выводы автора являются особенно значимыми для понимания сущности педагогической под держки, ее содержания и структуры. В одной из своих работ А. Маслоу писал: «... основной целью идеального развития будет познание собственной идентичности и непрерывное познание... своего предназначения». «Что я имею в виду говоря о познании собственной идентичности? Я имею в виду познание человеком своих истинных желаний и своих истинных свойств, разрешение, данное самому себе, чтобы полностью воплощать и выражать себя» [144, с. 195]. Дополняя концепцию А. Маслоу, К. Роджерс утверждал: «...личность это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к самореализации», «...главное — это укрепление веры и доверия к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений к себе и окружающим». Утверждая, что цель, к которой более всего стремится человек, заключается в том, чтобы стать самим собой, К. Роджерс исходил из того, что наставник должен помогать обучающимся осознавать свои проблемы и поддерживать их в решении этих проблем [185, с. 124]. Представители гуманистической педагогики, отводя особую роль личной инициативе, доказывали необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри», которое только и может обеспечить саморазвивающуюся личность. Особое внимание гуманистические педагоги уделяли развитию индивидуальной идентичности. О.С. Газман, в своих изысканиях шел дальше, считая предметом педагогической поддержки, процесс совместной деятельности (педагог обучающийся) где целью является определение собственных интересов учащегося возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в самовоспитании, общении и образе жизни [68, с. 58-59]. Он пишет: «... оказывая поддержку, представь себя на месте воспитанника. Не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе самому'», «... важно получить согласие ученика на помощь и поддержку. В отдельных случаях согла22 сие должно быть явным, а иногда скрытым», «... искусство поддержки связано с тем, что в ней нет, и не может быть ничего заранее предугаданного, она как жизнь, и каждый из её моментов непредсказуем» [68]. Более того, О.С. Газман подчеркивал, что педагогическая поддержка значимое содержание профессиональной деятельности педагога, способствующее созданию психологически комфортной образовательной среды в целом. Иначе говоря, он соотносил педагогическую поддержку с профессиональной деятельностью гуманного и компетентного педагога. Н.Б. Крылова, рассматривая педагогическую поддержку в широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, которые являются проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности к содействию его начинаниями, она пишет: «Поддержка педагогическая технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силами способностям человека и его само-процессам, проявляемым в действиях. Любой тип поддержки (в том числе нравственной и психологической) можно рассматривать как естественный акт содействия кому-либо в его действиях или содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи» [129, с. 63]. Технологический подход, по мнению Г.Б. Кортнева, позволяет рассматривать педагогическую поддержку как особую систему мер, направленную на достижение самореализации каждого человека в ситуации выбора с последующим самоопределением в решении своих проблем. При таком подходе человек рассматривается в качестве субъекта собственного развития и превращается из средства достижения целей наставника в образовательную цель собственного развития, поддерживаемого педагогом [122, с. 40]. Наше исследование сущности педагогической поддержки пожилых людей привело к пониманию процесса поддержки как педагогической деятельности, направленной на превентивную и оперативную поддержку развития пожилого человека. Одна из отраслей педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и I» ) Iс 1 23 |