$0 имею в виду познание человеком своих истинных желаний и своих истинных свойств, разрешение, данное самому себе, чтобы полностью воплощать и выражать себя» [132, с. 195]. Согласно теории А. Маслоу, существуют пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самоактуализации), которые образуют иерархическую структуру и определяют поведение человека. Эта теория утверждает, что потребности высших уровней мотивируют человека только в том случае, когда удовлетворены потребности нижнего уровня. То есть человек в развитии своей потребностной сферы движется строго вверх [243]. Дополняя концепцию А. Маслоу, К. Роджерс утверждал: «...личность это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к самореализации», «...главное эго укрепление веры и доверия к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений к себе и окружающим». При этом сам процесс самореализации, по К. Роджерсу, также является одной из основных, базовых потребностей личности: «...существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека к стремлению становиться автономным, развиваться, становиться зрелым» [178, с. 123]. О том, что самореализация является высшей потребностью человека, говорил и А.А. Реан. При этом в стремлении к саморазвитию он видел источник долголетия человека, причем не только физического, но и профессионального. Он говорил: «...постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию» [176, с. 304]. Факт того, что самореализация основная потребность личности, можно проследить и в теории К. Юнга. Начало самореализации он видит в способности человека выбрать собственный путь, исходящий из его «предназначения». К. Юнг пишет: «...у каждого человека есть в жизни свое «чувство |
держки, ее содержания и структуры. В одной из своих работ А. Маслоу писал: «... основной целью идеального развития будет познание собственной идентичности и непрерывное познание... своего предназначения». «Что я имею в виду говоря о познании собственной идентичности? Я имею в виду познание человеком своих истинных желаний и своих истинных свойств, разрешение, данное самому себе, чтобы полностью воплощать и выражать себя» [144, с. 195]. Дополняя концепцию А. Маслоу, К. Роджерс утверждал: «...личность это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к самореализации», «...главное — это укрепление веры и доверия к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений к себе и окружающим». Утверждая, что цель, к которой более всего стремится человек, заключается в том, чтобы стать самим собой, К. Роджерс исходил из того, что наставник должен помогать обучающимся осознавать свои проблемы и поддерживать их в решении этих проблем [185, с. 124]. Представители гуманистической педагогики, отводя особую роль личной инициативе, доказывали необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри», которое только и может обеспечить саморазвивающуюся личность. Особое внимание гуманистические педагоги уделяли развитию индивидуальной идентичности. О.С. Газман, в своих изысканиях шел дальше, считая предметом педагогической поддержки, процесс совместной деятельности (педагог обучающийся) где целью является определение собственных интересов учащегося возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в самовоспитании, общении и образе жизни [68, с. 58-59]. Он пишет: «... оказывая поддержку, представь себя на месте воспитанника. Не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе самому'», «... важно получить согласие ученика на помощь и поддержку. В отдельных случаях согла22 Анализ представленных работ позволяет говорить о большом количестве причин влияющих на процесс старения это: личностные качества, социальные и биологические факторы, здоровье, привычки, потребности, ценности и т.д. Следовательно, для того чтобы жизнь пожилого человека была полноценной, основной социально-психологической задачей является подготовить его к старению и создать мотивацию к саморазвитию. Мотивация (по М.Х. Мескону) это процесс побуждения себя или других к деятельности для, достижения поставленной цели. Все современные содержательные теории мотивации основаны на результатах психологических и философских исследований А. Маслоу, Д.С. МакКлелланда, Ф. Герцберга и К. Альдерфера [148, 243, 245]. Они делают основной упор на выявление перечня и структуры потребностей людей. Согласно теории А. Маслоу, существуют пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения), которые образуют иерархическую структуру, и определяют поведение человека. Эта теория утверждает, что потребности высших уровней мотивируют человека только в том случае, когда удовлетворены потребности нижнего уровня. То есть человек в развитии своей потребностной сферы движется строго вверх, не пропуская ни одного уровня. Однако М.Х. Мескон в своих работах выделил некоторые недочеты теории А. Маслоу. Он показал: потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, возраст, пол, положение в организации и т.д.); удовлетворение двух верхних групп потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию; не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой. К. Альдерфер анализируя теорию А.Маслоу, предположил подвижность потребностных уровней. Для этого он несколько упростил структуру потребностей, определив в ней три основных уровня: 56 |