Проверяемый текст
Вершинин, Михаил Александрович. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов (Диссертация 2005)
[стр. 59]

59 2) формирование новых понятий на основе эмпирической базы ранее усвоенных фактов, законов, их последующее индуктивное обобщение; конкретизацию известного понятия, расширение его признаков, сферы действия с учетом применения на разных стадиях партии, в различных, с точки зрения оценки положения, ситуациях; 3) выведение нового, более общего понятия (закона) из более частных шахматных понятий (законов) и конкретизация более общих понятий с помощью более частных; 4) обобщение знаний, лежащих в основе стратегии ведения игры каждой из трех стадий партии, в комплекс для всестороннего изучения возникшей проблемы; 5) применение теоретических знаний в различных видах шахматной практики (классические шахматы, быстрые шахматы, блиц, игра в слепую, сеанс одновременной игры и т.д.).
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование
склада мыслительной деятельности шахматиста, является развитие компьютерного программирования, вхождение ЭВМ в повседневную учебно-тренировочную деятельность спортсменов, создание различных игровых и обучающих программ.
Одна из первых игровых шахматных программ была создана американским математиком К.
Шенноном в 1949 году.
Принцип действия этой программы был основан на том, что каждой фигуре в отдельности и ряду общеизвестных положений соответствовало определенное количество условных баллов, сумма которых лежала в основе оценки позиции.
Рассчитывая свой ход, машина делала передвижение фигуры, определяла количество баллов (оценка позиции), запоминала эту сумму очков, возвращалась назад к исходной позиции и делала следующий ход.
В итоге, в качестве основного хода выбиралось перемещение фигуры, приносящее наибольшую для программы сумму баллов.

Сам К.
Шеннон отлично понимал принципиальное отличие техники расчета такой машины от человека шахматиста.
«Хороший шахматист, — говорил К.
Шен
[стр. 155]

155 ж) устанавливает, на основе развития способности построения генеральной стратегической линии борьбы на партию, взаимосвязь между всеми тремя стадиями игры, основанную на умении видеть общее в частном, анализировать частное с позиций общего; з) ведет к формированию познавательной активности, способствует творческому саморазвитию и самосовершенствованию личности как субъекта учебной деятельности [107, 57; 190, 94-95].
С учетом классификации В.Н.
Максимовой [190, С.
83-84] и специфики шахматной деятельности, мы, в соответствии с логической направленностью, выделяем следующие типы задач: а) индуктивные, в которых обобщению подвергаются различные элементы и факторы позиции; б) частично индуктивные, в которых рассматриваются процессы обобщения знаний различных стадий партии, на основе использования уже обобщенных ранее понятий, законов, теорий и т.д.; в) дедуктивные, показывающие возможности применения общих, обобщенных знаний теории и практики шахмат к решению отдельной конкретной проблемы; г) комбинированные, раскрывающие взаимодействие различных аналитико-синтетических приемов, необходимых для решения сложных, определяющих дальнейший ход событий, вопросов: оценка позиции, выбор плана и т.д.
Анализ общей и спортивной психолого-педагогической литературы [25; 26; 34; 36; 149; 153; 155; 157; 200, С.
85-86] и изучение характера теоретической и практической деятельности шахматиста, позволяет выделить различные виды шахматных задач, направленных на: 1) объяснение причинно-следственных связей явлений с помощью знаний из различных стадий партии, их научное обоснование; 2) формирование новых понятий на основе эмпирической базы ранее усвоенных фактов, законов, их последующее индуктивное обобщение; конкретизацию известного понятия, расширение его признаков, сферы действия с учетом

[стр.,156]

156 применения на разных стадиях партии, в различных, с точки зрения оценки положения, ситуациях; 3) выведение нового, более общего понятия (закона) из более частных шахматных понятий (законов) и конкретизация более общих понятий с помощью более частных; 4) обобщение знаний, лежащих в основе стратегии ведения игры каждой из трех стадий партии, в комплекс для всестороннего изучения возникшей проблемы; 5) применение теоретических знаний в различных видах шахматной практики (классические шахматы, быстрые шахматы, блиц, игра в слепую, сеанс одновременной игры и т.д.).
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование
логического мышления шахматиста, в условиях современной педагогической технологии, является развитие компьютерного программирования, вхождение ЭВМ в повседневную учебно-познавательную деятельность учащихся, создание различных игровых и обучающих программ.
Одна из первых игровых шахматных программ была создана американским математиком К.
Шенноном в 1949 г.
Принцип действия этой программы был основан на том, что каждой фигуре в отдельности и ряду общеизвестных положений соответствовало определенное количество условных баллов, сумма которых лежала в основе оценки позиции.
Рассчитывая свой ход, машина делала передвижение фигуры, определяла количество баллов (оценка позиции), запоминала эту сумму очков, возвращалась назад к исходной позиции и делала следующий ход.
В итоге, в качестве основного хода выбиралось перемещение фигуры, приносящее наибольшую для программы сумму баллов.

К.
Шеннон подчеркивал принципиальное отличие техники расчета такой машины от человека шахматиста, отмечая что «хороший шахматист, проверяет только несколько избранных вариантов и просчитывает их на разумную глубину» [301, С.
208].
Дальнейшее развитие шахматного программирования базировалось на предположении, что основой умственной деятельности шахматиста является со

[Back]