Проверяемый текст
Вершинин, Михаил Александрович. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов (Диссертация 2005)
[стр. 62]

62 альных обучающих программ («Стратегия», «Стратегия 2.0», «Энциклопедия миттельшпиля» и т.д.), освещающих различные аспекты шахматной партии.
Благодаря появлению Интернета, одного из самых важных компьютерных достижений XX века, для шахматистов стали возможными организация и проведение различных соревнований, даже блиц-турниров (пять минут на всю партию каждому из играющих), в режиме реального времени, фактически не выходя из дома.
В современной системе образования необходимо уделять серьезное внимание внедрению развитию новых информационных технологий (НИТ), которые В.В.
Давыдов и В.В.
Рубцов характеризуют как предметно и коммуникативно-ориентированную учебную среду, входящую в состав учебнопознавательной деятельности
[57; 58], способствующих формированию инновационных способов и методик обучения учащихся.
В этом случае шахматные программы выступают мощным средством, позволяющим производить анализ содержания объектов
усвоения, объективный выбор соответствующих способов действия, применение адекватных структуре и содержанию деятельности форм контроля и корректировки.
Как подчеркивает в своей диссертации Е.П.
Коляда: «Если в условиях информационно-объяснительного подхода к построению учебного процесса работала в основном формула: усвоение = понимание + запоминание, то НИТ строятся по формуле: овладение
усвоение + применение знаний на практике.
Эти технологии позволяют посредством знаний учить школьников мыслить, учить их познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным аппаратом.
НИТ должны служить мыслительным процессам, лежащим в основе тех или иных навыков, т.е.
акцент в них должен быть сделан на процесс, а не на результат»
[86, С.
67].
Анализу психолого-педагогических и методических аспектов компьютеризации в системе образования посвящены работы Б.С.
Гершунского, В.М.
Монахова, Г.И.
Фроловой и др., ими разработаны основные дидактические
усло!
[стр. 158]

158 С 1974 года регулярно стали проводиться чемпионаты мира среди шахматных компьютеров, а первым чемпионом планеты стала советская программа «Каисса».
В 1996 году состоялся матч из шести партий между действующим в тот момент чемпионом мира Г.К.
Каспаровым и шахматной программой «Дип Блю», в котором впервые победа осталась не за сильнейшим шахматистомчеловеком: победила машина со счетом 4:2.
В 2002 г.
состоялось еще два матча против шахматных программ, которые провели сильнейшие шахматисты мира В.Б.
Крамник и Г.К.
Каспаров.
Оба поединка закончились вничью.
Наконец, в ноябре 2003 г.
еще один поединок Г.К.
Каспарова с искусственным интеллектом под названием «X3D Fritz» не выявил победителя в четырех партиях.
Но точку, как считает Г.К.
Каспаров, в этом споре ставить пока рано.
Обучающие программы получили известность лишь в начале 90-х годов прошлого столетия.
Этому способствовало появление обучающеинформационной программы «Чесс Ассистент».
В настоящее время вышла уже седьмая версия этой программы, в информационной базе данных которой находится свыше 1 600 000 партий, начиная с 1560 года! Существует и ряд специальных обучающих программ («Стратегия», «Стратегия 2.0», «Энциклопедия миттельшпиля» и т.д.), освещающих различные аспекты шахматной партии.
Благодаря появлению Интернета, одного из самых важных компьютерных достижений XX века, для шахматистов стали возможными организация и проведение различных соревнований, даже блиц-турниров (пять минут на всю партию каждому из играющих), в режиме реального времени, фактически не выходя из дома.
В современной системе образования необходимо уделять серьезное внимание внедрению развитию новых информационных технологий (НИТ), которые В.В.
Давыдов и В.В.
Рубцов характеризуют как предметно и коммуникативно-ориентированную учебную среду, входящую в состав учебно-познавательной деятельности
[91; 92], способствующих формированию инновационных способов и методик обучения учащихся.
В этом случае шахматные программы выступают мощным средством, позволяющим производить анализ содержания объек


[стр.,159]

159 тов усвоения, объективный выбор соответствующих способов действия, применение адекватных структуре и содержанию деятельности форм контроля и корректировки.
Как подчеркивает в своей диссертации Е.П.
Коляда: «Если в условиях информационно-объяснительного подхода к построению учебного процесса работала в основном формула: усвоение = понимание + запоминание, то НИТ строятся по формуле: овладение
= усвоение + применение знаний на практике.
Эти технологии позволяют посредством знаний учить школьников мыслить, учить их познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным аппаратом.
НИТ должны служить мыслительным процессам, лежащим в основе тех или иных навыков, т.е.
акцент в них должен быть сделан на процесс, а не на результат»
[141, С.
67].
Анализу психолого-педагогических и методических аспектов компьютеризации в системе образования посвящены работы Б.С.
Гершунского, В.М.
Монахова, Г.И.
Фроловой и др., ими разработаны основные дидактические
условия применения компьютера в процессе обучения, сформулированы концепции построения новых информационных технологий.
Говоря о роли и значении применения ЭВМ в процессе развития мышления, Л.Л.
Гурова подчеркивает: «Общее направление развития мышления, в котором компьютеризация многое может дать, складывается из расширения сферы эвристической деятельности в ходе решения самых разнообразных задач и из формирования требуемых качеств когнитивных структур: саморегуляции, эвристического поиска, системности логических операций, развитой интуиции, тесного взаимодействия формального и содержательного компонентов поиска решения, что в свою очередь предполагает гибкость кодовых переходов и участие образной логики в выборе и реализации стратегии поиска» [90].
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин, Н.Ф.
Талызина и др.), предполагает наличие на материальном и внешнеречевом этапах контроля за каждой операцией, входящей в состав определенного действия или деятельности.
При этом функции контроля не сводятся только к опреде

[Back]