Проверяемый текст
Ткаченко, Ирина Николаевна. Институционально-ценностные основы эффективного развития внутрифирменных корпоративных отношений (Диссертация 2002)
[стр. 131]

информационной техники в американских компаниях составляли сравнимые величины, а, начиная с 1991 года, «компании расходуют больше денег на оборудование, необходимое для сбора, обработки, анализа и распространения информации, чем на машины, предназначенные для штамповки, резки, сборки, погрузки и иного рода действий с материальными предметами».
Таким образом, этот год можно считать первым годом информационного века
[127].
Так, например, для отраслей, продуцирующих знания, измерение стоимостных индикаторов весьма специфично: традиционные показатели здесь трудно применимы.
В этой связи важно выделить три обстоятельства, связанных с ростом так называемых нематериальных активов корпораций: 1)
растет суммарная доля нематериальных активов современных корпораций, но этот рост далеко не всегда соответствует увеличению их реального хозяйственного потенциала, так как прежние стоимостные показатели оказываются сегодня неспособными адекватно отразить рыночную оценку компаний; 2) увеличивается разрыв между стоимостью компаний, указанных в балансе, и ее оценкой со стороны инвесторов; 3) происходит быстрый подъем курсовой стоимости акций, что приводит к беспрецедентному отрыву финансового и фондового рынков от реального хозяйственного развития [59, с.
53-54].
При оценке бизнеса придерживаются определения, что стоимость это мера того, сколько гипотетический покупатель будет готов заплатить за оцениваемую собственность.
Стоимость может возникнуть только в результате конкретных условий.
Это спрос, полезность, ограниченное предложение и возможность передачи прав собственности.
В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора, учитываемых при оценке бизнеса факторов различают различные виды стоимости: рыночную, нормативно рассчитываемую, инвестиционную, стоимость в пользовании, восстановительную, стоимость замещения и др.

[35, с.
33-35].
По материалам последних исследований в
корпоративную стоимость входит не только стоимость акций, умноженная на их количество (рыночная стоимость), но и потоки денежных средств и их учет (прозрачность), телекоммуникационное обеспечение, инвестиционная привлекательность, 132
[стр. 240]

i Включение России в мировой цивилизационный процесс, закладка реального фундамента постиндустриального строя возможно лишь на основе широкого распространения успехов индустриализации и достижения высокого уровня благосостояния населения, что и будет основой изменения предпочтений и ценностей современного человека.
Осмысление происходящих в обществе перемен заставляет нас поновому взглянуть на проблему определения роли и места стоимостных отношений в условиях формирования информационного общества.
Стоимость как экономическая категория может трактоваться неоднозначно.
Согласно трудовой теории стоимости стоимость выражает воплощенный в ней произведенный общественный труд, «выступает как сгусток лишенного различий человеческого труда» [151, с.
69], для создания стоимости необходимо затратить труд в полезной форме [151, с.
200].
По теории «предельной полезности» стоимость отождествляется с потребительской стоимостью: ценность всякого материального блага определяется величиной пользы, которую приносит человеку это благо независимо от характера социально-экономических отношений.
При этом, «величина > ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности, которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода.
..
Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи» [124, с.
132].
По данной теории ценности определяются как суждения хозяйствующих субъектов о значении находящихся в их распоряжении благ, при этом вне сознания лиц, участвующих в данном хозяйственном процессе, ценности существовать не могут.
Существуют также объяснения создания стоимости теорией спроса и предложения и теорией издержек.
С переходом от индустриального к постиндустриальному обществу происходит разрушение традиционных стоимостных отношений, выражающееся в освобождении конечного продукта от эквивалентного стоимостного характера, преобладании трансакционных издержек над трансформационными, высокой доле нематериальных активов и вытеснении материальных компонентов готового продукта информационными составляю> щими.
Впечатляющие данные о вытеснении материальных активов интеллектуальными приведены в книге Томаса Стюарта «Интеллектуальный капитал»: уже в 1991 году расходы на приобретение промышленного оборудования и на закупку информационной техники в американских компаниях составляли сравнимые величины, а, начиная с 1991 года, «компании расходуют больше денег на оборудование, необходимое для сбора, обработки, 241

[стр.,241]

анализа и распространения информации, чем на машины, предназначенные для штамповки, резки, сборки, погрузки и иного рода действий с материальными предметами».
Таким образом, этот год можно считать первым годом информационного века
[249, с.
435].
Для отраслей, продуцирующих знания, измерение стоимостных индикаторов весьма специфично: традиционные показатели здесь трудно применимы.
В этой связи важно выделить три обстоятельства, связанных с ростом так называемых нематериальных активов корпораций: 1)
суммар-* ная доля нематериальных активов современных корпораций растет, но этот рост далеко не всегда соответствует увеличению их реального хозяйственного потенциала, так как прежние стоимостные показатели оказываются сегодня неспособными адекватно отразить рыночную оценку компаний; 2) увеличивается разрыв между стоимостью предприятий, указанных в балансе, и ее оценкой со стороны инвесторов; 3) происходит быстрый подъем курсовой стоимости акций, что приводит к беспрецедентному отрыву финансового и фондового рынков от реального хозяйственного развития [82, с.
53-54].
Как отмечает в своей книге «Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего» японский экономист и социолог Тайичй Сакайя, знания .непосредственно воплощаются в большинстве создаваемых в обществе благ и таким образом экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки: «Ныне мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знанием, и именно поэтому я называю этот этап обществом, базирующимся на знанием создаваемых ценностях (knowledge-value society)» [228, с.
348].
Концентрированное воплощение в продукте интеллекта, мудрости, знаний, умений величина очень динамично изменяющаяся, ведь эволюция человеческого общества происходит постоянно, а, значит, развиваются и совершенствуются знания.
Как образно отмечает Т.
Сакайя, «созданная знанием стоимость подобна падающей звезде, которая горит ярко лишь в те мгновения, которые проходят через пространство социальных обстоятельств и субъективных факторов, позволяющих ей светить ярче других» [228, с.
362].
Исследование роли и значения категории стоимости в современном мире важно для нас с точки зрения лучшего понимания факторов, воздействующих на эффективное развитие внутрифирменных корпоративных отношений.


[стр.,242]

Для того чтобы понять, какими критериями, факторами, показателями можно оценить потенциал создания стоимости, необходимо определить, что представляет собой корпоративная стоимость.
При оценке бизнеса придерживаются определения, что стоимость — это мера того, сколько гипотетический покупатель будет готов заплатить за оцениваемую собственность.
Стоимость может возникнуть только в результате конкретных условий.
Это спрос, полезность, ограниченное предложение и возможность передачи прав собственности.
В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых при оценке бизнеса факторов различают различные виды стоимости: рыночную, нормативно рассчитываемую, инвестиционную, стоимость в пользовании, восстановительную, стоимость замещения и др.

[263, с.
33-35].
Что такое корпоративная стоимость? По материалам последних исследований, в нее входит не только стоимость акций, помноженная на их количество (рыночная стоимость), но и потоки денежных средств и их учет (прозрачность), телекоммуникационное обеспечение, инвестиционная привлекательность, наличие перспективных проектов и другие факторы, часто не учитываемые при оценке стоимости (например, составляющие интеллектуальной собственности корпорации).
Стоимость действующего бизнеса — это стоимость сформировавшегося предприятия как единого целого, а не какой-либо его составной части.
Стоимость отдельных активов или компонентов действующего бизнеса определяется на основе их вклада в данный бизнес и рассматривается как их потребительная стоимость для конкретной корпорации и ее собственников.
Оценка действующего предприятия предполагает, что бизнес имеет благоприятные перспективы развития (основываясь на принципе ожидания финансовых и нефинансовых выгод), поэтому можно ожидать сохранения предприятия как системы, а ценность целого обычно всегда больше, чем простая сумма стоимостей отдельных элементов [186, с.
24].
Предприятия испытывают серьезные проблемы в формировании механизмов оценки рыночной стоимости своих предприятий, а также тех факторов, на которые особо нужно обращать внимание, если они хотят добиться этого роста.
Каким бы хорошим предприятие ни было, какие бы дорогие активы ни использовались, какие бы станки, оборудование ни стояли, тем не менее, основную добавленную рыночную стоимость вносят некоторые факторы, которые являются нематериальными.
Это стратегия роста, внутренние факторы, внешние факторы, квалификация менеджмента и другие.
Стратегия роста сейчас стала уже не просто неким гипотетическим, абстрактным понятием.
Многие руководители предприятий убедились, что неправильная стратегия может привести к 243

[Back]