Проверяемый текст
Мусабеков Расим. Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства // Азербайджан и Россия: общества и государства. – М., 2001
[стр. 100]

100 Несмотря на свою небольшую численность, местные евреи оставили заметный след в культуре, развитии науки и образования в Азербайджане.
Так, ещё в начале прошлого века из 238 юристов и адвокатов Баку 75, а из 185 практикующих врачей 69 были евреями.
В состав правительства Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годов в качестве министра здравоохранения входил еврей Ессей Гиндес.
Выдающийся учёный-физик, Нобелевский лауреат Лев Ландау, известная пианистка Белла Давидович и .многие другие мировые знаменитости происходят из бакинских евреев.
Горским евреем, выходцем из Азербайджана, является знаменитый травматолог и ортопед Гавриил Елизаров.
В настоящее время в республике действует несколько синагог, функционирует отделение международной еврейской организации
«Сахнут», общество «Азербайджан-Израиль».
Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издаётся еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы.
Вместе с тем сильное сокращение численности еврейских общин отрицательно сказывается на их влиянии в культурной, экономической и общественной жизни страны.
В деятельности политических партий они практически
нс участвуют, за исключением того, что председатель правления общины евреев-ашкенази Моше Беккер избран в состав исполкома правящей партии «Ени Азербайджан».
В Азербайджане проживает также заметное количество татар.
Среди них имеются представители как крымской, так и казанской, ногайской и астраханской линий.
По итогам переписи 1989 года их общая численность (данные переписи не дифференцируют отдельные татарские этносы и этнические группы)
[стр. 1]

Расим МУСАБЕКОВ Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства Азербайджан исторически всегда был полиэтнической и многоконфессиональной страной.
Наряду с численно преобладающими сейчас азербайджанскими тюрками там с древних времен проживают кавказские и иранские этносы, а также евреи и армяне.
Азербайджан, как и Кавказ в целом, на протяжении нескольких тысячелетий являлся местом встречи цивилизаций и ареной соперничества мировых держав.
На территорию Азербайджана неоднократно вторгались и переселялись массы кочевых народов.
Захватывавшие Северный Азербайджан государства активно использовали в целях укрепления своего господства переселенческую политику.
В древности и средневековье массовые переселения народов здесь осуществляли иранские властители, а в новое время администрация царской России.
Российская империя не доверяла мусульманскому населению и проводила по отношению к нему в северо-азербайджанских областях, как и по всему Кавказу, дискриминационную политику.
Следствием недоверия к мусульманам являлось и массовое переселение на Кавказ армян с территории Турции и Ирана, а также десятков тысяч русских крестьян, немецких колонистов, ссыльных поляков и др.
Приток мигрантов продолжался и в советский период, однако во второй половине ХХ века этот процесс сначала замедлился, а затем сменился на обратный.
Отток населения, в первую очередь немусульманского, в Россию приобрёл массовый характер.
В советский период тезис о “расцвете и сближении наций в условиях социализма” подкреплялся данными о выравнивании их социальной структуры, статистикой смешанных браков и распространённости русского языка.
Однако за этим фасадом скрывалась совершенно иная реальность.
По отношению к азербайджанским тюркам проводилась сознательная политика русификации.
Многие малочисленные народы стали жертвой стремления коммунистической бюрократии к “упорядочению” и “упрощению” этнической структуры.
В результате манипуляций с графами переписной анкеты одномоментно исчезали целые этнические группы, либо происходило многократное уменьшение их численности.
В Азербайджане так произошло с ингилойцами, талышами, курдами, цахурами, отчасти с горскими евреями.
Внешне царили “пролетарский интернационализм” и “нерушимая дружба народов”, о чём многие сейчас вспоминают с ностальгией, но существовавшие в действительности национальные противоречия не разрешались, а всего лишь загонялись вглубь.
Поэтому, как только с началом перестройки ослабли тиски тоталитаризма, произошла радикальная трансформация и в характере межэтнических отношений.
Мины, заложенные большевистско-советской национальной политикой под здание союзной и республиканской государственности, взорвались вспышками сепаратизма, кровопролитных столкновений и этнических чисток.
В данной статье мы не можем изложить историю всех этнических конфликтов и проанализировать весь комплекс отношений между этносами, живущими на территории Азербайджана, в позднесоветскую и постсоветскую эпоху (хотя бы потому, что для этого нам пришлось бы описывать всю историю длительного и кровавого армяно-азербайджанского конфликта).
Наша задача охарактеризовать специфику отношений и проблем, возникавших в этот период между азербайджанскими тюрками и основными этническими меньшинствами, с учетом реальных, а не декларируемых различий в положении этих меньшинств при советской власти, в их социальным составе, численности, а также их исторических и культурных особенностей и специфики взаимоотношений с азербайджанцами.
Первые поселения русских в Азербайджане возникли в 30-50-х годах XIX века в результате переселения сюда религиозных диссидентов из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и других губерний.
Последующее резкое увеличение численности русского населения приходится на конец XIX начало XX веков и связано с ростом городов и развитием промышленности, главным образом нефтяной.
Приток русского населения продолжался и в первые десятилетия советской власти.
Со второй половины ХХ века, однако, отмечается стабилизация численности русского населения в Азербайджане, а затем и его сокращение.
Если по переписи 1939 года количество русских достигло максимума, составив 530 тысяч человек или 16,5 процента от общей численности населения республики, то к 1989 году их число уменьшилось до 392 тысяч, или 5,6 процента.
В последующем процесс сокращения численности русских в Азербайджане стал еще более интенсивным.
Согласно предварительным данным переписи 1999 года русское население уменьшилось более чем в два с половиной раза, составив всего 160-170 тысяч, а его удельный вес упал до 2 процентов.
Сегодня подавляющее большинство местных русских проживает в столице страны Баку, а также крупных городах: Гяндже, Сумгаите, Мингечауре и др.
Русские села, преимущественно состоящие из духовных христиан молокан и евангелистских христиан-баптистов, сохранились в Бейлаганском, Джалилабадском, Исмаилинском, Кедабекском районах.
С распадом СССР местные русские не только расстались с привычным статусом державной нации, но и утратили положение крупнейшего по численности этнического меньшинства в Азербайджане.
Однако в абсолютных цифрах численность русских в стране всё ещё значительна, а их политическое и культурное значение в силу сложившихся традиций, географической близости и реальной политической роли России, а ещё более из-за сохраняющихся в сознании местного населения преувеличенных представлений об этой роли, весьма велико.
Как видно из приведенных цифр, уменьшение численности и удельного веса русских в Азербайджане наметилось давно.
Связано это в первую очередь с низким уровнем естественного прироста (в Азербайджане, как и по всему СССР, уровень рождаемости у русских не обеспечивал простое воспроизводство уже начиная с 50-60-х годов), изменением социальной структуры азербайджанского населения, постепенно заполнявшего традиционно “русские” социальные ниши в нефтяной промышленности, управленческих структурах и т.
д., и набиравшим с годами обороты процессом миграционного оттока экономически активного населения из Азербайджана в Россию.
В отличие от ситуации в ХIХ веке, когда избыточное русское население выталкивалось на имперскую периферию, глубокий демографический кризис, наблюдаемый в России во второй половине ХХ века, сменил вектор иммиграционных потоков на противоположный.
Обезлюдевшие просторы российской Средней полосы привлекали к переселению целыми деревнями трудолюбивое и непьющее население из числа выселенных в ХIХ веке религиозных диссидентов: староверов, молокан, духоборов и др.
Так, в 70-90-е годы практически полностью потеряли своё русское население такие старинные села, как Павловка и Алексеевка Хачмасского района, Владимировка Кубинского района, Астрахановка и Хильмили Шемахинского района и др.
Русские юноши из Азербайджана, как, впрочем, и многие тысячи собственно азербайджанцев, после службы в рядах вооружённых сил, проходившей, как правило, за пределами республики, предпочитали оседать в России, испытывавшей большой дефицит трудовых ресурсов.
Увеличение темпов миграции населения из Азербайджана в Россию в последнее десятилетие также в первую очередь было вызвано социально-экономическими причинами.
В крупных российских городах, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, и после распада СССР оказалось легче найти работу или развернуть предпринимательскую деятельность.
Жизненный уровень в России, особенно до кризиса 1998 года, был существенно выше, а произвол властей меньше, чем в Азербайджане.
Глубокий кризис промышленного производства, развал научных учреждений, плохое, даже в сравнении с другими бывшими советскими республиками, состояние системы образования, здравоохранения и социального обеспечения побуждает и сегодня многих жителей Азербайджана, независимо от их этнической принадлежности, искать счастье за рубежом.
Однако помимо экономических причин значительный отток представителей славянских народов обусловили и ряд социально-политических событий начала 90-х годов конфликт в Нагорном Карабахе, “чёрный январь” в Баку, общая политическая нестабильность.
Естественно, сыграли свою роль утрата русским меньшинством в условиях независимого Азербайджана своего относительно привилегированного положения, а также утверждение государственного статуса азербайджанского языка и расширения сферы его применения, которого подавляющее большинство русских не знали.
(По данным переписи 1989 года лишь 15,7 процента из числа местных русских заявили о владении азербайджанским языком.) Нельзя не отметить влияние и вывода с территории Азербайджана крупных соединений советских вооруженных сил (Ставка Южного направления, 4-я армия, Бакинский округ ПВО, Каспийская флотилия, пограничные войска и др.).
Их общая численность, вместе с членами семей, по некоторым оценкам достигала 70-80 тысяч человек.
После распада СССР русское население оказалась в определенной мере отстранённым от политической жизни страны, участие в ней представителей русской общины в этот период приобрело эпизодический характер.
Даже сейчас общественная активность русских, проживающих в Азербайджане, всё ещё не высока.
Имеются несколько общественных и культурных объединений (“Содружество”, Центр славянской культуры и др.), среди которых наиболее авторитетной является Русская община, возглавляемая депутатом Милли Меджлиса Михаилом Забелиным.
(Он из числа бывших коммунистическо-советских функционеров и ныне входит в руководство правящей “постноменклатурной” партии “Новый Азербайджан”, по спискам которой и прошёл в парламент.) Отдельные лица русской национальности встречаются в рядах социал-демократов и коммунистов.
Но влияние последних в стране крайне незначительно.
(Известна и попытка, пресеченная властями, организовать в 1994 году в Азербайджане филиал партии Жириновского ЛДПР.) Интересы и требования русского населения публично не заявляются.
До сведения властей и политических сил они доводятся скорее в форме пожеланий и в конфиденциальном плане.
Их можно свести к предложениям установить максимально тесный союз между Азербайджаном и Россией в рамках СНГ, признать за русским языком официальный статус наравне с азербайджанским, допущение двойного гражданства и др.
Русские, как и все остальные граждане, имеют возможность свободно отправлять свои религиозные культы.
В стране действует более десятка молоканских духовных общин, четыре адвентистские общины, семь общин евангельских христиан-баптистов.
В середине 90-х годов решением Священного Синода РПЦ воссоздана самостоятельная Каспийская епархия, с центром в Баку.
Несмотря на некоторую отчуждённость в официальных сферах, человеческие контакты пока достаточно прочно связывают Азербайджан с Россией.
На бытовом уровне всё ещё широко распространено русскоязычие.
В обыденном разговоре многих горожан и даже сельских жителей не редкость пересыпание азербайджанской речи русскими словами.
Ареал и влияние русского языка и русской культуры существенно шире, чем удельный вес русских в населении республики.
Как ни парадоксально, но сегодня основными носителями русского языка и культуры в нашей стране являются даже не столько русские, сколько так называемые рускоязычные жители городов, подавляющую часть которых составляют азербайджанцы, получившие русское образование.
Сохраняется большой интерес к России и русской культуре.
В Баку траслируются передачи трёх российских телеканалов ОРТ, РТР и НТВ, то есть столько же, сколько турецких телеканалов (количество местных каналов 5).
В Азербайджане издаётся около десятка газет и несколько журналов на русском языке.
В городах и даже некоторых сельских районах сохранилась широкая сеть школ (около двух сотен), в которых обучение осуществляется на русском языке.
Многочисленные русские отделения функционируют более чем в двадцати высших учебных заведениях.
Успешно, с высокой посещаемостью, действует “Театр русской драмы”.
Культурные связи между нашими странами хотя и заметно сократились, но не прерывались даже в самое трудное время.
Выезжают на гастроли артисты, проводятся чествование знаменательных для обеих стран дат и отмечаются юбилеи лиц, оставивших заметный след в литературе и искусстве обоих народов.
В этом отношении ситуация в Азербайджане выглядит для русских более привлекательно, не только в сравнении с ситуацией в странах Балтии, но даже более, чем в соседних Грузии, Армении и Туркменистане.
Трения, имеющиеся в межгосударственных отношениях России с Азербайджаном, поставки российского оружия в Армению и негласная, но очевидная поддержка российскими военными и политическими структурами карабахского сепаратизма, безусловно, накладывают негативный отпечаток на социальное самочувствие местных русских.
Российско-азербайджанским отношениям не добавляет доброжелательности и унизительное, а порой жестокое обращение с нашими земляками сотрудников правохранительных органов России.
Введение в 1995 году российскими властями (под предлогом военных действий в Чечне) блокады транспортного сообщения с Азербайджаном самым разрушительным образом сказалось на объёме двусторонней торговли, которая сократилась в сравнении с 1990 годом почти в 15-20 раз.
Крайнее беспокойство у местной русской общины, как, впрочем, и всех граждан Азербайджана, вызывало решение российских властей выйти из безвизового режима, действующего по Бишкекскому соглашению между государствами СНГ.
Опросы общественного мнения в Азербайджане показывают, что очень малая часть населения воспринимает Россию позитивно.
Рейтинг нашего северного соседа уступает не только Турции, США, но и Грузии, Израилю и Украине.
Однако, если в мире часто питают неприязнь к американцам, немцам или японцам и т.
д., но с уважением относятся соответственно к США, Германии и Японии, то в отношении азербайджанцев к России и русским всё обстоит наоборот.
Россию, как государство с великодержавными амбициями, скорее не любят, но к русским людям азербайджанцы относятся вполне дружелюбно.
Характерно, что в криминальных сводках практически не встречаются факты столкновений между азербайджанцами и местными русскими.
Если во времена Российской империи и в советский период большинство проживающих в Азербайджане представителей славянских народов отождествляли себя с русскими, то уже при проведении переписи 1989 года отмечается усиление в этой группе украинской самоидентификации.
На фоне абсолютного и относительного сокращения количества русских в республике, был отмечен рост более чем на 20 процентов численности украинцев.
Таким образом, люди, ранее считавшие себя русскими, и носители скорее русской, чем украинской культуры, но имеющие украинские корни, начали отдавать предпочтение украинской идентификации.
Это имело определённое политическое значение.
Например, в то время как подавляющее большинство русских офицеров, служивших в частях советских вооруженных сил, дислоцированных в Азербайджане, предпочли уехать из страны, многие офицеры-украинцы остались и помогали в формировании азербайджанской национальной армии.
Один из них, генерал Тимошенко, избран депутатом Милли Меджлиса.
Дружественный характер азербайджано-украинских отношений, тесное взаимодействие обеих государств в рамках ГУУАМ создаёт более комфортное ощущение для сотен тысяч азербайджанцев, проживающих на Украине, и нескольких десятков тысяч украинцев, проживающих в Баку.
Что касается белорусов, то их количество в Азербайджане незначительно и они всё ещё предпочитают не отделять себя от массы русских.
До начала карабахских событий армяне, наравне с русскими, являлись одной из самых крупных этнических меньшинств Азербайджана.
Хотя отдельные группы армянского населения проживали в городах Северного Азербайджана и нагорной части Карабаха издревле, их основной приток сюда начался после окончания русско-иранской войны 1826-1828 годов, когда на территории Закавказья, в том числе и Карабаха, были расселены более 200 тысяч армян.
Поощряемое и организуемое царским правительством, стремившимся к тому, чтобы увеличить на пограничных с Турцией и Ираном землях удельный вес христианских народов, переселение армян продолжалось на протяжении всего ХIХ века и особенно интенсивно осуществлялось в период русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Хотя начиная с 70-х годов наблюдается тенденция к сокращению удельного веса армян в общем составе населения республики с более чем 12 процентов до 8 процентов (в основном по тем же причинам, что и сокращение численности русских), однако в абсолютном выражении их численность на протяжении почти всего советского периода была стабильной и составляла около полумиллиона человек.
В первые десятилетия советской власти Москва фактически продолжала (разумеется, в ином идеологическом обличье) политику царской России, опиравшейся в управлении Азербайджаном на армян.
Достаточно отметить, что первым коммунистическим “проконсулом” в Азербайджане после советизации в 20-е годы был русский Сергей Киров, а затем его сменил армянин Левон Мирзоян.
Армянам, как и другим представителям немусульманского населения, негласно отдавалось предпочтение при приёме на работу в органы безопасности и правопорядка.
Изменился такой порядок в пользу азербайджанцев лишь в последние десятилетия коммунистического правления.
Тем не менее армянское население республики имело более “высокий” социальный состав по сравнению с азербайджанцами и другими местными мусульманскими народами.
Служащих среди армян было 35,1 процента, среди азербайджанцев 27,7, лиц с высшим образованием (среди занятого населения) 15,2, среди азербайджанцев 14,2 процента.
Если по этим показателям армяне уступали русским (45,3 и 22,1), то по удельному весу лиц, работающих в сфере управления (0,9) они были впереди и азербайджанцев (0,4) и русских (0,7).
Знание армянами азербайджанского языка было ещё меньше, чем у русских, им владели только 7 процентов армянского населения.
После начала конфликта в НКАО и полного изгнания азербайджанцев из Армении власти не смогли предотвратить погромы армянского населения в Сумгаите, Баку, Гяндже и других городах и районах, в результате чего бoльшая часть армян была вынуждена покинуть Азербайджан.
В настоящее время их численность в республике оценочно составляет 130 тысяч человек.
Армяне сосредоточены преимущественно в Нагорном Карабахе (110-115 тысяч человек) и в составе смешанных семей в Баку и некоторых других городах и районах республики (15-20 тысяч человек).
Огромный ущерб, нанесённый армяно-азербайджанским отношениям конфликтом по поводу Нагорного Карабаха, является свершившимся фактом.
Кровавые столкновения и война стали причиной гибели и увечий десятков тысяч человек с обеих сторон, сопровождались колоссальными разрушениями и экономическими потерями.
Тем не менее преувеличивать отчуждённость двух народов друг от друга не следует.
Армяно-азербайджанские отношения в прошлом отнюдь не сводились к войнам и межэтническим столкновениям.
За долгие годы соседства и совместного проживания армяне и азербайджанцы многое переняли друг у друга.
Это отчётливо прослеживается в быту, кулинарии, музыке.
До сих пор сохранилось множество армяно-азербайджанских смешанных семей (не только в Азербайджане).
Многие армяне и азербайджанцы, покинувшие из-за этнических столкновений свои прежние места проживания и перебравшиеся в Россию, на Украину или Балтийские страны, отнюдь не выражают в отношении друг друга вражды и неприязни, а, напротив, довольно часто ведут совместный бизнес и поддерживают дружеские связи.
Начавшиеся в условиях действующего вот уже более шести лет режима прекращения огня обмен пленными, контакты по линии общественных организаций, визиты журналистов дают некоторые основания к предположению, что примирение между армянами и азербайджанцами реально, а сосуществование в рамках единого государства возможно.
Подтверждением тому, что никакой “генетической” ненависти между христианами-армянами и мусульманами-азербайджанцами нет, отчасти является положение удин.
По данным переписи 1989 года в Азербайджане насчитывается 6,1 тысяч представителей этого маленького народа, бoльшая часть которого сосредоточена в селении Нидж Габалинского района.
Остальные населяют райцентр Огуз.
Язык удин близок к лезгинскому.
Происхождение удин (самоназвание уты) восходит к древнему албанскому племени утиев, что говорит об их автохтонности.
Удины исповедуют христианство, причём армяно-григорианского толка.
Это привело у удин к арменизации многих имён и фамилий, быта и некоторых обрядов.
Но даже в самый острый период армяно-азербайджанского вооружённого противостояния властям и общественности удалось оградить удин от обид и притеснений.
В условиях экономического кризиса в республике, тем не менее, предпринимаются усилия, направленные на сохранение и развития самобытной удинской культуры.
Функционирует удинский национально-культурный центр, который проводит работу по созданию учебников удинского языка, переводу на удинский произведений классиков азербайджанской и мировой литературы.
Удинская религиозная община поддерживает связь с Северо-Кавказской армянской епархией в Ростове-на-Дону.
Показательный пример этнического симбиоза представляют ингилойцы.
Они проживают в северо-западной части Азербайджана, в селах Белоканского, Закатальского (мусульмане) и Кахского районов (христиане).
Если обратиться к официальной статистике советских времен, то такого народа как будто бы и нет вовсе.
Дело в том, что ингилойцы-мусульмане в переписях идентифицировали себя как азербайджанцы, а ингилойцы-христиане представлялись грузинами.
Согласно переписи 1989 года численность последних составила 14,2 тысячи человек.
В отношении истории и этногенеза ингилойцев существуют различные точки зрения.
По мнению большинства исследователей, данный регион относится к историческому ареалу расселения албанских племен, потомками которых могут считаться и современные ингилойцы.
Говорят они на одном из восточных диалектов грузинского языка.
В период президентства в Грузии Звиада Гамсахурдиа проблемы ингилойцев искусственно обострялись для обоснования территориальных претензий к Азербайджану.
Однако совместными усилиями грузин и азербайджанцев удалось не допустить нежелательного поворота событий и осуществить на взаимной основе меры по обеспечению гражданского равенства и удовлетворению языковых и культурных потребностей соответствующих меньшинств.
На северо-востоке Азербайджана издавна проживает большая группа дагестаноязычных этносов: лезгины, аварцы, цахуры, а также хыналыгцы, будуги и крызы.
Многие из них расселились в Баку и других городах страны.
Лезгины, аварцы и цахуры относятся к суннитской ветви ислама, как, впрочем, и проживающие рядом с ними на севере страны азербайджанцы.
Общность веры, близость культуры и быта создали предпосылки для высокой степени интегрированности названных этносов в азербайджанскую среду.
Исторически судьба дагестанских народов тесно переплетается с азербайджанскими тюрками.
Достаточно сказать, что длительное время именно азербайджанский язык являлся языком межнационального общения для мозаичного в этническом отношении Дагестана.
Подавляющее большинство представителей дагестаноязычных этносов считают азербайджанское государство своим и свободно владеют азербайджанским языком.
Широко распространены смешанные браки с азербайджанцами.
Многие представители дагестанских народов сыграли значительную роль в борьбе за независимость Азербайджана в 1918-20 годы, а также активно участвовали в национально-освободительном движении 1989-91 годов.
Они оставили заметный след в развитии азербайджанской литературы и искусства, в науке и образовании.
Самым крупным из дагестаноязычных этносов, проживающих в Азербайджане, являются лезгины.
По данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения страны постоянно снижался с 3,5 процента (111 тысяч человек) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тысяч человек).
Как видим, при падении удельного веса лезгин одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении.
Следовательно, ассимиляционные процессы, хотя и имели место, но не являлись столь уж интенсивными.
По предварительным данным переписи 1999 года численность лезгин составила около 180 тысяч человек.
Несмотря на то, что удельный вес лезгин снизился до 2,2 процента, в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения они в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране.
Кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и других районах Азербайджана.
Лезгины являются безусловными аборигенами Кавказа.
О легах, предположительно далёких предках современных лезгин, упоминали еще античные авторы.
Исторически расселённые на левобережье Самура, в современном южном Дагестане, лезгинские племена на протяжении столетий постепенно продвигались в южные, предгорные и прикаспийские зоны.
Российские имперские власти при осуществлении административной реформы вновь завоеванного края разделили Бакинскую губернию и Дагестанскую область по реке Самур (1860).
Эта линия была принята в качестве пограничной между РСФСР и АзССР после установления советской власти.
Однако распад СССР и восстановление независимости Азербайджанской Республики превратили эту границу из административной в межгосударственную.
В результате разделёнными оказались и лезгины, и азербайджанцы, значительная часть которых проживает в городе Дербенте и прилегающих к нему районах.
Понимание возникших в этой связи трудностей подвигло власти обеих государств ввести облегчённый режим перехода границы для местных жителей, а также принять к рассмотрению ряд предложений по реализации экономических и культурных требований лезгинского населения.
Одновременно в некоторых российских правительственных кругах возникло искушение использовать недовольство лезгинского населения возникшими трудностями для разжигания сепаратистских антиазербайджанских настроений и использования их в качестве средства давления на Азербайджан.
В министерстве юстиции РФ в качестве международной была зарегистрирована лезгинская националистическая организация “Садвал”.
Её активистами вскоре были созданы собственные военизированные отряды на границе с Азербайджаном, стали засылаться эмиссары для провоцирования конфликтов в сопредельных Кусарском и Хачмасском районах.
Естественно, что в условиях ожесточённого армяно-азербайджанского противостояния лезгинских боевиков пытались использовать и спецслужбы Армении.
Организовывались даже теракты.
Однако в целом провоцирование азербайджано-лезгинского противостояния эффекта не дало .
Очевидно, сыграло свою роль осознание российскими властными структурами опасности лезгинского национализма для стабильности Дагестанской Республики РФ, с ее полиэтничным населением и множеством внутренних противоречий.
После начала военных действий в Чечне отношение российских властей к деятельности “Садвал” стало более холодным.
Совместными усилиями ситуация по обеим берегам Самура стала более спокойной и в настоящее время не грозит неконтролируемым ходом событий.
Стабилизатором межэтнических отношений выступают религиозная общность и традиции многовекового добрососедства азербайджанцев и лезгин.
По данным переписи 1989 года 47,5 процента местных лезгин назвали азербайджанский язык в качестве второго языка, которым они свободно владеют.
Согласно выборочному обследованию, проведенному Госкомстатом Азербайджана в 1991 году, почти пятая (19,2 процента) часть лезгин состоят в смешанных (главным образом с азербайджанцами) браках, и это наиболее высокий показатель по стране.
Позитивно сказываются меры, предпринимаемые для поддержки лезгинского языка и культуры.
Сегодня в Азербайджане на лезгинском языке ведется преподавание в начальных классах, издаются газеты, транслируются радиопередачи.
Уже много лет успешно функционирует лезгинский национально-культурный центр “Самур”.
В 1998 году открыт Государственный лезгинский театр в Кусарах.
В настоящее время главами местных администраций Кусарского и Хачмасского районов являются лезгины по национальности.
В парламент по спискам правящей партии “Ени Азербайджан” избрана лезгинка Ася Манафова.
Она возглавляет комитет по природным ресурсам и экологии Милли Меджлиса.
Второй депутат-лезгин прошёл по Кусарскому территориальному округу.
Лезгины представлены во всех влиятельных партиях, хотя их активность в этом отношении существенно уступает азербайджанцам.
Аварцы это вторая по численности, после лезгин, дагестаноязычная этническая общность в Азербайджане.
По переписи 1989 года их количество составило 44,1 тысяч человек, или 0,6 процента, от всего состава населения страны.
По предварительным данным переписи 1999 года удельный вес аварцев не изменился, а численность приблизилась к 50 тысячам человек.
Они расселены главным образом в двух районах страны Белоканском и Закатальском, где расположены крупные и имеющие богатую историю аварские села Джар, Цилибан, Мацех и др.
Почти 90 процентов всех аварцев населяют Дагестанскую Республику РФ, в которой они вместе с даргинцами играют преобладающую роль в политической и экономической жизни.
Вопрос о времени появления аварцев в Белокано-Закатальской зоне наукой до конца не решён.
Исторические сведения не дают возможности говорить о каком-либо одноразовом, массовом их переселении.
Как бы там ни было, но окончательное утверждение аварцев на этой территории относится к началу XVI века.
Именно к этому времени отдельные аварские общины стали объединяться в так называемые джамааты, которые представляли собой своеобразную федерацию вольных общин, управлявшихся советом старейшин и военачальниками.
Джаро-Белоканские джамааты как военно-политические единицы просуществовали вплоть до русского завоевания в 1830 году.
Азербайджано-аварские отношения на протяжении всего советского периода и после обретения независимости не омрачены трениями и столкновениями.
Азербайджаноязычие и интегрированность в азербайджанскую культуру у аварцев достигли очень высокого уровеня.
Провести различие между аварцами и азербайджанцами, проживающими в Баку, Гяндже и других городах республики, крайне трудно.
В начале 90-х годов наблюдался некоторый рост аварского национализма В 1993 году, в период безвластия и смены Абульфаза Эльчибея Гейдаром Алиевым, в Белоканском районе, где проживает бoльшая часть местных аварцев, были даже сформированы вооружённые группы, организовывалось давление на местную администрацию.
Однако до столкновений не дошло, группы были распущены, а оружие сдано.
В целом аварский национализм в этот период был слабее лезгинского.
Местные лидеры аварской общины предпочли мирно договориться с Баку по вопросам, имеющим экономический характер и касающимся главным образом представительства аварцев в местной администрации.
Только недавно начато преподавание аварского языка в начальных классах общеобразовательных школ, находящихся в районах компактного проживания аварцев.
Для выражения интересов аварской общины было создано Общество им.
Шейха Шамиля, которое в последнее время не отличается заметной активностью.
В парламенте Азербайджана аварская община представлена своим депутатом.
Рядом с аварцами в Закатальском районе проживает ещё один дагестаноязычный этнос цахуры.
По данным переписи 1989 года здесь их насчитывается 13,3 тысяч человек.
Удельный вес данной этнической группы в составе населения страны снизился с 0,7 процента в 1926 году до 0,2 процента в 1989 году.
Об этногенезе цахур существуют различные мнения.
По одной из версий их происхождение восходит к одному из албанских племён джигбам, ареал расселения которых включал современную территорию не только северного Азербайджана, но и южного Дагестана.
Из исторических источников известно, что более четырех веков назад выходцы из селения Цахур, расположенного в одном из ущелий у реки Самур, перейдя на западные склоны Кавказского хребта, основали село Сарыбаш.
Позднее они основали также село Илису, ставшее центром Илисуйского султаната, входившего в систему северо-азербайджанских феодальных образований.
Связи между цахурами и азербайджанцами исключительно тесные и прочные, а интеграция в азербайджанское общество так велика, что выделять специфические политические, социальные и культурные проблемы данной этнической группы весьма сложно.
Имеющиеся проблемы носят местный, а не общереспубликанский характер.
Заключая повествование о дагестаноязычных народах Азербайджана, нельзя не остановиться на шахдагской группе.
Она включает малочисленных хыналыгцев, будугов и крызов жителей одноименных горных селений.
Эти селения, особенно Хыналыг, относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа.
Сообщение между ними и другими районами Азербайджана осуществляется преимущественно в летнее время.
Будугский и крызский говор близки между собой и находятся в генетическом родстве с лезгинским языком.
Что касается хыналыгского языка, то, при всём своеобразии, он также принадлежит к северокавказской семье.
Этнокультурные контакты между “шахдагцами” и азербайджанцами имеют давнюю историю.
Хыналыгцы, крызы и будуги получают образование в азербайджанских школах и активно пользуются азербайджанским языком.
В быту, хозяйстве, культуре шахдагской группы в новое время начинает прослеживаться преобладающие влияние азербайджанской традиции.
Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы талыши, таты и курды.
Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.
Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, преимущественно в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах.
Много их ныне проживает в Баку и Сумгаите.
По первой советской переписи 1926 года было взято на учет 77,3 тысячи талышей, что составило 3,3 процента тогдашнего населения Азербайджана.
В переписи же 1939 года зафиксировано только 3 тысячи талышей, а в последующем эта графа вовсе отсутствовала в опросных листах.
Лишь в ходе переписи 1989 года 21 тысяч человек указали в графе национальность талыш.
А самую большую неожиданность преподнесла перепись 1999 года, по предварительным данным которой численность талышей составила уже 80 тысяч человек или около 1 процента всего населения страны.
Но можно предположить, что даже эта цифра является заниженной и не отражает действительного количества носителей талышской идентичности.
Подобный перепад в численности талышей в Азербайджане требует своего объяснения.
Никакого массового переселения и возвращения талышей в Азербайджане за весь советско-коммунистический период и в период независимости не происходило.
Но в соответствии с шедшим в СССР повсеместно процессом укрупнения “титульных” наций за счёт “лишних” маленьких этносов местные талыши также были взяты на учёт в качестве азербайджанцев.
После распада СССР в условиях независимого Азербайджана значительная часть талышей воспользовалась открывшейся возможностью и восстановила свою прежнюю этническую идентичность.
Талыши глубоко интегрированы в азербайджанскую нацию.
Традиции, культура и быт талышей и азербайджанцев мало чем различаются.
Многие десятилетия талыши обучаются в азербайджанских школах и прекрасно владеют азербайджанским языком, используя талышский в быту (скорее, конечно, в сельской местности, чем в городах).
В настоящее время в школах, расположенных в зоне компактного расселения талышей, введены уроки талышского языка.
Издаётся газета “Талыш седо”, ведётся трансляция радиопередач на талышском языке.
В Баку и Ленкорани действуют талышские культурные центры.
В краеведческом музее и в драматическом театре города Ленкорань уделяется внимание талышской истории, литературе, фольклору и искусству.
Между азербайджанцами и талышами исторически не наблюдались столкновений на этнической почве.
Однако восстановление талышской идентичности на фоне растущего тюркского национализма в период борьбы за независимость Азербайджанской Республики создали определенную почву для напряжённости в этом регионе страны.
Было провозглашено создание Талышской народной партии.
Позднее, чтобы не выпячивать этнический фактор и не быть обвинёнными в разжигании азербайджано-талышского противостояния, её лидеры переименовали её в Партию равноправия народов.
Свою кульминацию процесс обособления и противостояния с республиканским центром в южном регионе республики достиг в 1993 году.
(Период, когда Эльчибей покинул Баку, а Гейдар Алиев ещё окончательно не утвердился у власти, вообще был периодом роста всех возможных националистических и сепаратистских движений среди национальных меньшинств Азербайджана.) Начальник одного из управлений министерства обороны полковник Алиакрам Гумбатов в августе 1993 года, подчинив себе дислоцированные на юге воинские части, администрацию и правоохранительные органы южных районов, объявил о создании Талыш-Муганской республики (ТМР) в составе Азербайджана и попытался навязать центральным властям диалог с позиции силы.
Выступление Гумбатова, строго говоря, трудно квалифицировать как сепаратистское, так как ни он сам, ни его сторонники не заявляли о намерении отделить юг страны от Азербайджана.
На вышедшей временно из-под контроля Баку территории не наблюдалось никакого противостояния и розни между талышами и азербайджанцами.
Провозглашение ТМР скорее представляло собой политико-идеологическое прикрытие захвата власти группой военных, опирающихся на местные клановые группировки (как бы подобие путча Сурета Гусейнова, но в локальном масштабе и с более ограниченными целями), и несло угрозу не столько целостности, сколько унитарности Азербайджана.
Как бы то ни было, но авантюра Гумбатова и его сторонников очень скоро провалилась.
Убедившись в том, что уговоры не оказывают нужное воздействие, Милли Меджлис и его председатель, каковым к этому времени стал Гейдар Алиев, обратились к населению с призывом выступить против лиц, захвативших власть на юге республики, и предприняли целый ряд необходимых оперативных мер.
Действия Гумбатова осудили партии национально-демократической ориентации Народный Фронт Азербайджана и “Мусават”.
Население и местная элита в массе своей поддержали центральные власти.
Не найдя опоры ни в талышах, ни у азербайджанцев, движение Гумбатова после первой же стычки с проправительственными силами разложилось, а сам инициатор и его ближайшие сподвижники вскоре были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения.
Поддержавшая гумбатовскую авантюру Партия Равноправия Народов решением Верховного Суда была вскоре распущена.
В настоящее время, несмотря на тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, положение на юге Азербайджана вполне стабильно и полностью контролируется властями.
Наблюдается, правда, стремление Ирана, на сопредельной территории которого проживает более 100 тысяч талышей, использовать ревностный шиизм и языковую близость талышей для укрепления своего влияния на Азербайджан.
По информации, которая была озвучена в ходе процесса над активистами Исламской партии Азербайджана, обвинявшимися в сотрудничестве с иранскими спецслужбами, стало известно, что ими осуществлялся отбор молодых людей, преимущественно с юга страны, которых направляли для религиозного обучения в специальные центры на территории соседнего государства, где они подвергались идеологической обработке и получали специальную поготовку для работы в пользу исламских властей Ирана.
Однако видимых результатов им достичь не удалось.
Если не принимать во внимание естественную, в условиях развитой приграничной торговли и интенсивных человеческих контактов, заинтересованность местного населения в укреплении азербайджано-иранского сотрудничества и добрососедства, Тегеран не обрёл на юге Азербайджана действенных рычагов для воздействия на политику.
Позитивное для стабильности и целостности государства развитие ситуации на юге страны во многом предопределило поведение региональной элиты.
Она достаточно широко представлена в центральных органах власти и управления.
Юг страны имеет в Милли Меджлисе большую группу депутатов, хотя точно установить их талышское или азербайджанское происхождение довольно трудно.
Традиционно талыши, и в целом выходцы из южных районов страны, преобладают в сфере торговли.
Их довольно много в правоохранительных органах и среди офицерского корпуса вооружённых сил.
Еще в царское и советское время этот регион вырастил известных своим профессионализмом и храбростью боевых генералов Мехмандарова и Ази Асланова.
Немаловажное значение имеет то, что духовный лидер мусульман Азербайджана и Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде (выходец из Астаринского района) и многие другие религиозные деятели страны являются талышами по происхождению.
Таким образом, вероятность возникновения очага этнического напряжения на юге республики в ближайшей перспективе незначительна.
На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды.
С численностью этой этнической группы в Азербайджане произошла метаморфоза, аналогичная случившейся с талышами.
По переписи 1926 года было зафиксировано более 40 тысяч курдов, или 1,8 процента от общей численности населения республики.
Далее “официальное” количество курдов сократилось более чем в десять раз.
В 1989 году численность курдов составила немногим более 12 тысяч человек.
После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тысяч азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман.
В результате оккупации еще шести районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.
Исторические свидетельства и ряд топонимов позволяют предположить, что курды появились на территории Азербайджана еще в XI веке.
Соприкосновение Азербайджана с историческим ареалом расселения курдов на Ближнем Востоке предопределило возможность миграции сюда как отдельных групп курдов, так и целых курдских племён.
Язык курдов принадлежит к северо-западной иранской ветви.
Большинство исповедует ислам суннитского и шиитского толка.
Среди азербайджанских курдов преобладают шииты.
Процесс ассимиляции курдов в азербайджанской среде, как в советский период, так и ранее, шёл весьма интенсивно.
Подавляющее большинство местных курдов получили образование в азербайджанских школах и широко используют азербайджанский язык, даже в общении между собой.
По-курдски сегодня могут разговаривать лишь немногие представители старшего поколения.
Предпринимаемые усилия по сохранению и развитию курдского языка, духовной культуры курдского народа не отличаются эффективностью.
В настоящее время при республиканском Фонде культуры функционирует курдский национально-культурный центр “Ронаи”, эпизодически издаётся газета “Курдун сасы”.
Среди активистов и участников борьбы за создание независимого Азербайджанского государства в 1918-20 годах и его восстановление в 1989-92 годах имелось множество людей с курдскими этническими корнями, но в своём подавляющем большинстве это лица, сменившие этническую идентификацию на азербайджанскую.
Однако вопреки этому “курдская проблема” находится в центре общественного внимания страны.
Связано это с тем, что в 1993-95 годах властями Армении предпринимались попытки создать на территории оккупированных Кельбаджарского, Лачинского, Зангеланского и Кубатлинского районов, отделяющих Нагорный Карабах от Армении, подконтрольную буферную зону под прикрытием курдской автономии.
Для идеологического обоснования использовался тот факт, что в первые годы советской власти здесь существовал уезд “Красный Курдистан”.
Понятно, что армянские власти, изгнавшие как со своей территории, так и с оккупированных азербайджанских земель всех курдов-мусульман, не могли серьёзно рассчитывать на их поддержку.
Поэтому они сосредоточили усилия на привлечении к реализации своих планов активистов курдских организаций России, Казахстана и некоторых других стран.
Но из этого тоже ничего не вышло.
Обращения же курдов-езидов, которых, в отличие от курдов-мусульман, из Армении не изгоняли, но которые не имеют никакого отношения к Азербайджану, не произвели заметного резонанса ни в мире, ни в регионе.
Однако по поступающим сведениям армянские власти не прекращают попытки разыграть в своих интересах “курдскую карту”.
Укрепление тюркского национализма в Азербайджане после восстановления независимости породило опасения, что Курдская Рабочая партия (КРП), ведущая многие годы ожесточённую борьбу с властями Турции и активно применяющая методы террора, может развернуть и антиазербайджанскую деятельность.
Попытки курдской диаспоры, находящийся под большим влиянием КРП, распространить свою активность и на Азербайджан действительно имели место.
Много шума в местных СМИ вызвали показания лидера КРП Абдуллы Оджалана, сделанные им во время судебного процесса, о том, что в Азербайджане у него одна из самых сильных и разветвлённых структур.
Принимая во внимание причастность советских спецслужб к созданию КРП и негласную поддержку, которая и сегодня, скорее всего, оказывается российскими спецслужбами этой организации, можно предположить, что “курдская проблема” не скоро сойдет с повестки дня азербайджанской общественно-политической жизни.
В северо-восточной зоне Азербайджана, на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа татов.
Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселенного еще в IV веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана.
По общепринятому в настоящее время мнению понятие “тат” изначально не являлось конкретным этнонимом, а использовалось кочевыми тюрками применительно к осёдлому земледельческому населению Ирана, Азербайджана и всего Среднего Востока.
Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др.
По данным переписи 1989 года татов было чуть больше 10 тысяч человек.
Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.
Что касается татов-христиан, проживавших в нескольких селах Шемахинского района (Матраса и др.), то принадлежность к армяно-григорианской церкви привела в конечном итоге к их полной арменизации.
После начала армяно-азербайджанского конфликта жители этих деревень произвели коллективный обмен местом проживания с азербайджанскими деревнями Армении и перебрались в соседнюю республику.
(Такие обмены на взаимной основе коснулись тогда нескольких десятков тысяч армян и азербайджанцев и осуществлялись даже при содействии властей, помогавших в переезде, обеспечивавших безопасность, прописку и т.
д.) Таты-мусульмане, в особенности те, которые давно переехали на постоянное жительство в города республики, подвержены интенсивной ассимиляции.
Большинство из них ныне считают себя азербайджанцами и во многом утеряли татский язык.
Уровень консолидированности данной этнической группы чрезвычайно низок.
Многие лица, являющиеся татами по этническому происхождению и азербайджанцами по своему мироощущению и самосознанию, активно участвуют в политической и культурной жизни страны.
Созданное ещё в конце 80-х начале 90-х годов при Азербайджанском Фонде культуры общественное объединение татов “Азери” не отличается активностью.
Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи.
Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев, ашкенази, появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.
Переписи советского времени фиксировали в отдельности горских евреев и всех остальных евреев (включая грузинских, среднеазиатских и крымчаков).
Относительно истории происхождения и появления горских евреев на территории Азербайджана у специалистов имеются разные версии.
Одни полагают их ираноязычным племенем, много веков назад принявшим иудаизм от хазар, а другие евреями, долгое время проживавшими в ираноязычной среде и перенявшими иранскую речь.
В настоящее время преобладает мнение, что горские евреи Азербайджана являются потомками жителей древних еврейских поселений на территории Ирана, переселённых сюда вместе с другими фарсоязычными племенами во времена Сасанидского шаха Иездигерда II (435-459).
Как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.
Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тысяч человек в 1939 году сократилась до 25,3 тысяч человек в 1989 году.
Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента.
По предварительным данным переписи 1999 года количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое.
Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тысяч человек до 6,1 тысяч человек), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, вопреки их воле часто учитывали как просто евреев.
Посёлок Красная Слобода, расположенный вблизи города Куба на северо-востоке Азербайджана, где проживает основная масса горских евреев, в последнее время заметно благоустроился.
Там построено множество добротных домов, дорог, приведены в достойный вид синагога и школа.
Однако бoльшая часть его взрослого населения значительное время проводит по делам бизнеса за пределами страны и наведывается на родину лишь в праздники, отпуск и на семейные торжества.
В отличие от своих живущих в Баку европейских собратьев, которые являются преимущественно русскоязычными, почти все горские евреи свободно владеют и часто пользуются в общении азербайджанским языком.
Несмотря на свою небольшую численность, местные евреи оставили заметный след в культуре, развитии науки и образования в Азербайджане.
Так, ещё в начале прошлого века из 238 юристов и адвокатов Баку 75, а из 185 практикующих врачей 69 были евреями.
В состав правительства Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годов в качестве министра здравоохранения входил еврей Ессей Гиндес.
Выдающийся учёный-физик, Нобелевский лауреат Лев Ландау, известная пианистка Белла Давидович и многие другие мировые знаменитости происходят из бакинских евреев.
Горским евреем, выходцем из Азербайджана, является знаменитый травматолог и ортопед Гавриил Елизаров.
В настоящее время в республике действует несколько синагог, функционирует отделение международной еврейской организации
“Сахнут”, общество “Азербайджан-Израиль”.
Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издаётся еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы.
Вместе с тем сильное сокращение численности еврейских общин отрицательно сказывается на их влиянии в культурной, экономической и общественной жизни страны.
В деятельности политических партий они практически
не участвуют, за исключением того, что председатель правления общины евреев-ашкенази Моше Беккер избран в состав исполкома правящей партии “Ени Азербайджан”.
В Азербайджане проживает также заметное количество татар.
Среди них имеются представители как крымской, так и казанской, ногайской и астраханской линий.
По итогам переписи 1989 года их общая численность (данные переписи не дифференцируют отдельные татарские этносы и этнические группы)
составила 28,6 тысяч человек, и эта цифра практически не изменилась ко времени переписи 1999 года.
Появление татар в Азербайджане первоначально связано с сефевидско-османскими войнами XVI-XVII веков, в которых на стороне турок участвовали крымские Гиреи.
Впоследствии численность татар увеличилась в результате их экономической миграции в переживавший нефтяной бум Баку.
Почти все местные татары сегодня являются горожанами.
Подвергаясь сильному ассимиляционному давлению, татары всё же в достаточной мере сохранили этническое самосознание.
В настоящее время в Баку функционирует национально-культурный центр “Туган тел”, действует ансамбль татарской народной песни и танца, ежегодно отмечается национальный праздник “Сабантуй”.
Подводя итоги, можно сделать однозначный вывод о том, что (если абстрагироваться от карабахского армянского сепаратизма) наличие множества этнических меньшинств в пределах границ Азербайджанской Республики не представляет какой-либо существенной угрозы её целостности и независимости.
Удельный вес азербайджанцев, повышавшийся на протяжении всего минувшего века, вырос с 62,1 процента в 1926 году до 90 процентов в 1999 году.
Сепаратистские и потенциально сепаратистские националистические движения, пик деятельности которых пришёлся на 1993-1994 годы, не имели настоящей массовой поддержки и в громадной мере инспирировались извне.
Готовность азербайджанских властей (это относится и к правлению Эльчибея, и к алиевскоой администрации) пойти навстречу требованиям и пожеланиям меньшинств в сфере языка, культуры, представительства во властных структурах во многом способствовали смягчению обстановки и интеграции меньшинств в азербайджанское общество.
О растущем интересе меньшинств к участию в политической жизни Азербайджана говорит и то, что сегодня многие этнические группы представлены не только в составе правящей партии “Ени Азербайджан”, но играют весьма заметную роль в рядах национально-демократической оппозиции.
Ячейки партий, относящихся к этому лагерю “Мусават”, Народный Фронт и др., активно действуют как в северных районах, где компактно проживают лезгины, аварцы, цахуры и таты, так и на юге, где проживает масса талышей.
Однако поддержка независимости Азербайджана и включение меньшинств в общеазербайджанский политический процесс вовсе не исключает того, что представителями отдельных этнических групп могут выдвигаться разного рода требования, демонстрироваться собственные предпочтения в сфере внешнеполитической ориентации и даже лоббироваться укрепление связей с какой-то определённой страной (Россией, Ираном, Израилем и др.).
Но это вполне укладывается в повсеместно принятые в цивилизованном мире нормы демократической организации общественной жизни, и нужно научиться относиться к этому спокойно и с пониманием.

[Back]