13 Таковы основные характеристики этноса и нации, имеющие место в настоящее время в научной среде. Круг этих понятий гораздо шире, но здесь приведены наиболее часто встречающиеся. Выяснение природы этнических общностей необходимо для понимания политических процессов, происходящих в современном мире. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что этническая идентичность является изначальной и надличностной структурой, образуемой совокупностью высоко оцениваемых качеств, сформировавшихся в ходе длительной совместной истории. Эти качества приобретаются с рождением, а также в процессе первичной социализации и недоступны, даже непостижимы для тех, кто с ними не родился. Названные установки предполагают ряд действий и стратегий. Вопервых, территориальные границы определяются таким образом, чтобы добиться максимальной этнической однородности. Во-вторых, проводится политика дифференциации прав и привилегий в соответствии с этнической принадлежностью граждан. В-третьих, создаются объединения, политические партии, целью которых является улучшение благосостояния этнического сообщества за счет тех внешних или внутренних групп, сочтенных ис принадлежащими к данному сообществу; при этом предлагаются и проводятся соответствующие политические мероприятия. В-чствертых, этнические, а также часто сопутствующие им религиозные, культурные и языковые проблемы ставятся выше проблем взаимоотношений классов и классовой политики вообще. Крах коммунизма в конце 80-ых начале 90-ых годов привел к образованию своего рода морально-идеологического вакуума, который был заполнен национализмом, причем для большинства политиков и ученых неожиданно быстро. Национализм, переживший «холодную войну», оказался, в конечном счете, самой могущественной силой европейской истории в XX веке. |
51 Таковы основные характеристики этноса и нации, имеющие место в настоящее время в научной среде. Круг этих понятий гораздо шире, но здесь приведены наиболее часто встречающиеся. Выяснение природы этнических общностей необходимо для понимания политических процессов, происходящих в современном мире. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что этническая идентичность является изначальной и надличностной структурой, образуемой совокупностью высоко оцениваемых качеств, сформировавшихся в ходе длительной совместной истории. Эти качества приобретаются с рождением, а также в процессе первичной социализации и недоступны, даже непостижимы для тех, кто с ними не родился. Названные установки предполагают ряд действий и стратегий. Во-первых, территориальные границы определяются таким образом, чтобы добиться максимальной этнической однородности. Во-вторых, проводится политика дифференциации прав и привилегий в соответствии с этнической принадлежностью граждан. В-третьих, создаются объединения, политические партии, целью которых является улучшение благосостояния этнического сообщества за счет тех внешних или внутренних групп, сочтенных не принадлежащими к данному сообществу; при этом предлагаются и проводятся соответствующие политические мероприятия. В-четвертых, этнические, а также часто сопутствующие им религиозные, культурные и языковые проблемы ставятся выше проблем взаимоотношений классов и классовой политики вообще. Крах коммунизма в конце 80-ых начале 90-ых годов привел к образованию своего рода морально-идеологического вакуума, который был заполнен национализмом, причем для большинства политиков и ученых неожиданно быстро. Национализм, переживший "холодную войну", оказался в конечном счете самой могущественной силой европейской истории в ХХ веке. |