15 Один из крупнейших исследователей национализма американский политолог Пол Рейнш считает, что национализм «является краеугольным камнем подлинной государственности»1'. По мнению американского социолога П.Сорокина, национализм вытекает из социального неравенства и им объясняется. «...Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать социальнонационального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословно-профессиональных, территориальных и т.п. факторов. Отнимите эти факторы, и без них вы не создадите никакой национальности.. Вывод из сказанного тот, что национальность представляет сложное и разнородное социальное тело, которое распадается на ряд социальных элементов и вызвано их совокупным действием»15. Русский философ Н.А.Бердяев различал два вида национализма. Один базирующийся на идеализации стихийных свойств народа, его самодовольстве. Это стихийный национализм, и в низших своих проявлениях он может быть зоологическим национализмом. Другой творческий, который не только допускает, но и требует самокритики и перевоспитания во имя национального бытия171819. Академик Н.Н.Моисеев объясняет этот феномен, как и конфликты, возникающие при этом, находящимися во власти эмоций, и считает, что произошло оно «вопреки логике развития цивилизации, необходимости 17 Этнические аспекты революций. Материалы конференции: "Русские в рамках ЕвроСоюза”. Рига. 2004. с.34. 18 Истоки этнических конфликтов: социальный и психологический аспекты. "Полис". 2003. №.4 с.23< 19 Цит, по: "П. Сорокин: время, общество, идеи". Санкт-Петербург. 2003. с.45. |
53 По мнению американского социолога П.Сорокина, национализм вытекает из социального неравенства и им объясняется. "...Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать социально-национального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословнопрофессиональных, территориальных и т.п. факторов... Отнимите эти факторы, и без них вы не создадите никакой национальности. Вывод из сказанного тот, что национальность представляет сложное и разнородное социальное тело.., которое распадается на ряд социальных элементов и вызвано их совокупным действием". [45] Русский философ Н.А.Бердяев различал два вида национализма. Один базирующийся на идеализации стихийных свойств народа, его самодовольстве. Это стихийный национализм, и в низших своих проявлениях он может быть зоологическим национализмом. Другой творческий, который не только допускает, но и требует самокритики и перевоспитания во имя национального бытия. [46] Академик Н.Н.Моисеев объясняет этот феномен, как и конфликты, возникающие при этом, находящимися во власти эмоций, и считает, что произошло оно "вопреки логике развития цивилизации, необходимости единения, требованиям экономики, экологической обстановке, здравому смыслу". [47] Логика ряда отечественных ученых в объяснении национализма, с которой согласен автор, следующая. Если справедливо, что историю каждой страны делают люди, которые в своем поведении руководствуются среди прочего и представлениями о самих себе, о том, к чему они призваны, чему служат, что должны собой представлять, над чем работать, чего добиваться, то можно утверждать, что человек постоянно в течение всей своей жизни стремится к соответствию между собственным идеальным образом и своим фактическим |