Проверяемый текст
Баранов, Николай Алексеевич; Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы (Диссертация 1998)
[стр. 17]

17 Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой.
Социальная энергия, рождаемая национальными идеями или устремлениями, не имеет заранее предопределенного знака, диктующего его направленность «во благо» или «во зло».
Этот знак уже появляется как результат политики, где сталкиваются или согласуются национальные интересы, как проявление политической способности общества разумно или неразумно, рационально или нерационально распорядиться возникшим потенциалом социальной энергии.
Жизненная сила каждой нации, каждого этноса уменьшается или возрастает в зависимости от того, насколько они способны и умеют использовать социальную энергию
объективно неизбежных противоречий в качестве источника собственного саморазвития, прогресса, или, напротив, превращают ее в орудие саморазрушения.
Начинается национализм с искусственного, субъективного противопоставления «своего» национально-особенного своеобразию других наций.
Национальное в психике людей, отравленное чувством превосходства и недоверия к другим нациям, сознанием собственной исключительности, становится той основой, на которой проявляется любая националистическая идеология.
Спектр проявлений национализма широк от крайнего шовинизма до скрытых его форм.
В обыденном сознании определенной категории людей могут дать о себе знать элементы националистического восприятия, хотя их носители субъективно не ощущают себя националистами.
Однако в последние годы национализм зачастую проявляет открытую враждебность к людям по этническим признакам.
Однозначно такое явление трудно объяснить.
Согласно этнофрейдистской концепции такое явление связано со стремлением человека переложить вину на невиновных, стремлением найти «крайнего».
Иногда таковыми становятся целые народы.
По этому поводу З.Фрейд писал: «Людям явно нелегко отказываться от удовлетворения этой
[стр. 54]

54 состоянием.
В этом поле жизненного напряжения и действует национальная идентичность, задавая направление национального развития.
Национальная идентичность в таком случае это заданная определенным видением мира и историей основная идея, которой живет социум в данную историческую эпоху, и потому приемлемая большинством населения.
Она несет в себе ответ на вопрос о сущности своей нации, ее месте, роли и задачах в мировой истории и идеальных формах ее существования.
Обострению противоречий, вызвавших межэтнический конфликт, способствует отсутствие легитимных, общественно-признанных форм их проявления и разрешения, то есть отсутствие исправно действующих механизмов, обеспечивающих рутинный, повседневный, будничный учет и баланс противоречивых интересов, в данном случае в области межнационального общения.
Национализм в этом случае всегда есть не более чем форма выражения национального интереса, он обладает способностью саморазвития, может обретать собственную инерцию, в определенные периоды оказывать решающее влияние на весь спектр социальных интересов.
Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой.
Социальная энергия, рождаемая национальными идеями или устремлениями, не имеет заранее предопределенного знака, диктующего его направленность "во благо" или "во зло".
Этот знак уже появляется как результат политики, где сталкиваются или согласуются национальные интересы, как проявление политической способности общества разумно или неразумно, рационально или нерационально распорядиться возникшим потенциалом социальной энергии.
Жизненная сила каждой нации, каждого этноса уменьшается или возрастает в зависимости от того, насколько они способны и умеют использовать социальную энергию
обьективно

[стр.,55]

55 неизбежных противоречий в качестве источника собственного саморазвития, прогресса, или, напротив, превращают ее в орудие саморазрушения.
Начинается национализм с искусственного, субъективного противопоставления "своего" национально-особенного своеобразию других наций.
Национальное в психике людей, отравленное чувством превосходства и недоверия к другим нациям, сознанием собственной исключительности, становится той основой, на которой проявляется любая националистическая идеология.
Спектр проявлений национализма широк от крайнего шовинизма до скрытых его форм.
В обыденном сознании определенной категории людей могут дать о себе знать элементы националистического восприятия, хотя их носители субъективно не ощущают себя националистами.
Однако в последние годы национализм зачастую проявляет открытую враждебность к людям по этническим признакам.
Однозначно такое явление трудно объяснить.
Согласно этнофрейдистской концепции такое явление связано со стремлением человека переложить вину на невиновных, стремлением найти "крайнего".
Иногда таковыми становятся целые народы.
По этому поводу З.Фрейд писал: "Людям явно нелегко отказываться от удовлетворения этой
агрессивной наклонности, они не слишком хорошо это переносят.
Немаловажной является выгода малого культурного круга он дает этому влечению выход вовне, направляя агрессивность на стоящих за пределами круга.
Всегда можно соединить связями любви огромное множество; единственное, что требуется это наличие того, кто станет объектом агрессии".
[48] В понимании истоков национализма одним из определяющих понятий является национальное самосознание, под которым понимается совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах

[Back]