Проверяемый текст
Баранов, Николай Алексеевич; Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы (Диссертация 1998)
[стр. 20]

20 Особое место и значение в формировании национального самосознания занимают процессы развития общественного мнения, в частности то, насколько общество способно дать оценку происходящим в нем событиям.
Национальное самосознание обладает относительной самостоятельностью и в процессах социализации личности не имеет самодовлеющего значения.
Но в определенные моменты оно способно сплотить нацию.

Это зависит от характера отношений с другими нациями, от того, есть ли необходимость в самозащите, защите национальных ценностей и святынь и т.д.
Его защитная функция наиболее явно проявляется при необходимости
поддержки национальных интересов, ограждения национального достоинства от ущемления и т.д.
Знаменитый психолог Курт Левин, эмигрировавший в США, когда в Германии власть захватили фашисты, писал: «Картина национального духа создается очень просто: подряд выписываются всевозможные психологические свойства.
Затем берется карандаш и из списка вычеркиваются все качества, которые звучат несимпатично; к оставшимся положительным свойствам прибавляется превосходная степень, и научная характеристика северогерманского духа готова»24.

Говорить о положительных или отрицательных чертах целых наций можно лишь в абстракции, потому что известно, ни «хороших», ни «плохих» народов не бывает.
Оцениваться с нравственных позиций могут только конкретные люди, а не этносы в целом.
Есть некие общие психологические особенности, поведенческие стереотипы, черты характера то, что мы имеем в виду, когда говорим о национальной психологии, национальном характере того или иного народа.
Но нет моральных качеств, присущих нации вообще или отличающих один этнос от другого.

Национальные чувства предметно направлены.

Богатство их проявлений обусловлено многообразием сфер жизнедеятельности и взаимодействия 24 Альтушуллср И.О.
Национальный фактор в развитии России.
М..
1997.
с.
12.
[стр. 58]

58 самосознание не может развиваться в изоляции от других социальных, политических и прочих факторов, как и без влияния национальных идей других народов.
Особое место и значение в формировании национального самосознания занимают процессы развития общественного мнения, в частности то, насколько общество способно дать оценку происходящим в нем событиям.
Национальное самосознание обладает относительной самостоятельностью и в процессах социализации личности не имеет самодовлеющего значения.
Но в определенные моменты оно способно сплотить нацию
в единый кулак.
Это зависит от характера отношений с другими нациями, от того, есть ли необходимость в самозащите, защите национальных ценностей и святынь и т.д.
Его защитная функция наиболее явно проявляется при необходимости
защиты национальных интересов, ограждения национального достоинства от ущемления и т.д.
Она может до определенного времени вообще не проявляться.
Но, проснувшись, чувство самозащиты не погаснет до тех пор, пока требование справедливости не будет выполнено.
С национальным самосознанием тесно связана национальная гордость, которая основывается на осознании национального достоинства, ущемление которого никогда и никому не прощается.
Воспитание национальной гордости на основе безудержного восхваления своих "преимуществ" перед другими нациями приводит к национализму, шовинизму, национальному чванству.
При этом имеют место проявления и результаты "национального угара", ловко провоцируемого и используемого в своих корыстных целях некоторыми политиками и лидерами общественных движений.
При описании своей нации авторы нередко страдают явлением "автостереотипа" стремлением описывать свою нацию в благоприятных терминах как самую миролюбивую, трудолюбивую, умную, предприимчивую и т.д.
Автостереотип это эмоционально

[стр.,59]

59 окрашенное чувство, обладающее высокой устойчивостью.
Автор, не свободный от этого чувства, накладывает на свои оценки благоприятные краски, выдавая порой желаемое за действительное.
Знаменитый психолог Курт Левин, эмигрировавший в США, когда в Германии власть захватили фашисты, писал: "Картина национального духа создается очень просто: подряд выписываются всевозможные психологические свойства.
Затем берется карандаш и из списка вычеркиваются все качества, которые звучат несимпатично; к оставшимся положительным свойствам прибавляется превосходная степень, и научная характеристика северогерманского духа готова".

[51] Говорить о положительных или отрицательных чертах целых наций можно лишь в абстракции, потому что известно, ни "хороших", ни "плохих" народов не бывает.
Оцениваться с нравственных позиций могут только конкретные люди, а не этносы в целом.
Есть некие общие психологические особенности, поведенческие стереотипы, черты характера то, что мы имеем в виду, когда говорим о национальной психологии, национальном характере того или иного народа.
Но нет моральных качеств, присущих нации вообще или отличающих один этнос от другого.

Если нация смеется над собой, значит это здоровая нация.
Национальные чувства предметно направлены.

Многообразие их проявлений обусловлено многообразием сфер жизнедеятельности и взаимодействия наций.
Они могут проявиться в виде реакции на ущемление национального суверенитета, этнического экологического чувства, на ограничение свободы использования родного языка, дискриминацию в отношении экономических интересов, политических или гражданских прав и т.д.
В разных сочетаниях эти причины присутствуют во всех наблюдаемых ныне национальных конфликтах.

[Back]