24 стереотипов и автостереотипов. При этом официальная версия, излагаемая в школьных учебниках и исторической литературе, и история, зафиксированная в коллективной памяти, могут резко различаться вплоть до полной несовместимости. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в наборе соответствующих патриотических символов, включая образы национальных героев, флаги, события и т.д27. В исторической памяти народов многонационального государства особого внимания заслуживают два событийных блока. Первый представления о событиях и обстоятельствах, связанных с вхождением данного этноса в состав многонационального государства. Для его самовосприятия и самооценки не безразлично, произошло ли это вследствие добровольного объединения, определенного совмещения интересов (кантоны Швейцарии), династийных браков (Испания, Великобритания), объединения под действием внешней силы (многие бывшие колонии) или же в результате территориальной экспансии более крупного народа. Второй план связан с осознанием последствий вхождения этноса в состав многонационального государства, современной оценкой «совместной» жизни. Опыт Бельгии, Канады, Индии и других стран показывает, что серьезные межэтнические трения возможны даже в тех случаях, когда коллективная память этносов не отягощена тяжелым грузом прошлого. Если же в ней преобладают отрицательные представления о «совместной» жизни или социально-национальной политике, которое в прошлом проводило государство, люди с готовностью воспринимают призывы к самоопределению и независимости, сепаратистские лозунги, выдвигаемые радикальными течениями этнонационализма28. Суть этнонационализма как политической программы, одержавшей в настоящее время верх над другими идеями и политическими принципами, 27 Нации и выбор пути: исторические примеры. Минск. 2001. с.35. |
63 страну. Это может предотвратить рост националистических тенденций в общегосударственном масштабе. Непременным компонентом этнического или национального самосознания является коллективная историческая память этноса, которая выделяет его среди других социальных образований. Представление о прошлом нации складывается и в форме легенд, воспоминаний, этнических стереотипов и автостереотипов. При этом официальная версия, излагаемая в школьных учебниках и исторической литературе, и история, зафиксированная в коллективной памяти, могут резко различаться вплоть до полной несовместимости. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в наборе соответствующих патриотических символов, включая образы национальных героев, флаги, события и т.д. В исторической памяти народов многонационального государства особого внимания заслуживают два событийных блока. Первый представления о событиях и обстоятельствах, связанных с вхождением данного этноса в состав многонационального государства. Для его самовосприятия и самооценки не безразлично, произошло ли это вследствие добровольного объединения, определенного совмещения интересов (кантоны Швейцарии), династийных браков (Испания, Великобритания), объединения под действием внешней силы (многие бывшие колонии) или же в результате территориальной экспансии более крупного народа. Второй план связан с осознанием последствий вхождения этноса в состав многонационального государства, современной оценкой "совместной" жизни. Опыт Бельгии, Канады, Индии и других стран показывает, что серьезные межэтнические трения возможны даже в тех случаях, когда коллективная память этносов не отягощена тяжелым грузом прошлого. Если же в ней преобладают отрицательные представления о "совместной" жизни или социально-национальной политике, которое в прошлом проводило государство, люди с готовностью воспринимают призывы к 64 самоопределению и независимости, сепаратистские лозунги, выдвигаемые радикальными течениями этнонационализма. Суть этнонационализма как политической программы, одержавшей в настоящее время верх над другими идеями и политическими принципами, состоит в том, что нации объявляются типом этнической общности, этносоциальным организмом, основой для легитимизации государственности, создания жизнеспособных экономических систем и социально-культурных институтов. Принцип этнонационализма состоит в том, что этническая общность, ее высший тип в виде нации составляют основу государства. В данном случае имеет место тенденция положить в основу современного полиэтнического государства ценности одного этноса, навязывая их остальным. Этнический национализм объективно направлен против интеграции сообщества, он разъединяет людей внутри страны и влечет неравенство для меньшинств; он содержит подспудно также и имперский потенциал, даже если конкретный этнос в силу исторических причин эту империю не создает и не может создать (о чем свидетельствуют притязания Латвии и Эстонии к российским территориям). В современном исключительно сложном мире, в современном государстве, всегда включающем множество этнических и даже расовых групп, людей, родившихся от смешанных браков, этнический национализм разрушителен, и его использование даже в целях достижения мобилизационного эффекта чревато самоубийственными для данного государства последствиями. Примером может служить судьба фашистского “тысячелетнего рейха”, который сумел достичь поразительно высокой мобилизационной активности большинства населения на основе этнического национализма и тем не менее реально просуществовал всего тринадцать лет, успев восстановить против себя весь остальной мир. Жесточайшая гражданская война, в основе которой лежит этнический национализм, превратила в руины большую часть бывшей Югославии. |