Проверяемый текст
Баранов, Николай Алексеевич; Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы (Диссертация 1998)
[стр. 26]

26 институтов.
Принцип этнонационализма состоит в том, что этническая общность, ее высший тип в виде нации составляют основу государства.
В данном случае имеет место тенденция положить в основу современного полиэтнического государства ценности одного этноса, навязывая их остальным.
Этнический национализм объективно направлен против интеграции сообщества, он разъединяет людей внутри страны и влечет неравенство для меньшинств; он содержит подспудно также и имперский потенциал, даже если конкретный этнос в силу исторических причин эту империю
нс создает и не может создать (о чем свидетельствуют притязания Латвии и Эстонии к российским территориям).
В современном исключительно сложном мире, в современном государстве, всегда включающем множество этнических и даже расовых групп, людей, родившихся от смешанных браков, этнический национализм разрушителен, и его использование даже в целях достижения мобилизационного эффекта чревато самоубийственными для данного государства последствиями.
Примером может служить судьба фашистского
«тысячелетнего рейха», который сумел достичь поразительно высокой мобилизационной активности большинства населения на основе этнического национализма и, тем не менее, реально просуществовал всего тринадцать лет, успев восстановить против себя весь остальной мир.
Жесточайшая гражданская война, в основе которой лежит этнический национализм, превратила в руины большую часть бывшей Югославии29.

В историческом материализме, являющимся основой в развитии общественных наук в государствах с коммунистической идеологией, несмотря на признание того, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, не уделялось должного внимания субъективным факторам
29 Независимая газета.
13.12.2003.
[стр. 64]

64 самоопределению и независимости, сепаратистские лозунги, выдвигаемые радикальными течениями этнонационализма.
Суть этнонационализма как политической программы, одержавшей в настоящее время верх над другими идеями и политическими принципами, состоит в том, что нации объявляются типом этнической общности, этносоциальным организмом, основой для легитимизации государственности, создания жизнеспособных экономических систем и социально-культурных институтов.
Принцип этнонационализма состоит в том, что этническая общность, ее высший тип в виде нации составляют основу государства.
В данном случае имеет место тенденция положить в основу современного полиэтнического государства ценности одного этноса, навязывая их остальным.
Этнический национализм объективно направлен против интеграции сообщества, он разъединяет людей внутри страны и влечет неравенство для меньшинств; он содержит подспудно также и имперский потенциал, даже если конкретный этнос в силу исторических причин эту империю
не создает и не может создать (о чем свидетельствуют притязания Латвии и Эстонии к российским территориям).
В современном исключительно сложном мире, в современном государстве, всегда включающем множество этнических и даже расовых групп, людей, родившихся от смешанных браков, этнический национализм разрушителен, и его использование даже в целях достижения мобилизационного эффекта чревато самоубийственными для данного государства последствиями.
Примером может служить судьба фашистского
“тысячелетнего рейха”, который сумел достичь поразительно высокой мобилизационной активности большинства населения на основе этнического национализма и тем не менее реально просуществовал всего тринадцать лет, успев восстановить против себя весь остальной мир.
Жесточайшая гражданская война, в основе которой лежит этнический национализм, превратила в руины большую часть бывшей Югославии.


[стр.,65]

65 В историческом материализме, являющимся основой в развитии общественных наук в государствах с коммунистической идеологией, несмотря на признание того, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, не уделялось должного внимания субъективным факторам исторического процесса, к числу которых можно отнести и национальные идеи.
Все национальные концепции и национальные (националистические) движения так или иначе опираются на национальную (этническую) парадигму.
Суть этой теории, взятой в качестве образца решения исследовательских задач, состоит в том, что жизнь человеческого общества мыслится преимущественно в национальных (этнических) формах, каждая этническая общность с ее языково-культурными и другими особенностями представляется при этом чем-то вроде биологического вида, исчезновение которого обедняет генофонд Земли (в данном случае культурный фонд человечества), поэтому сохранение такой общности полагается основной целью входящих в нее людей и должно обеспечиваться всеми возможными средствами.
Наиболее радикальным из таких средств является обособление этноса в границах своей государственности, ограничение его контактов с инонациональными группами.
Национальная (этническая) парадигма в теперешний период обострения межэтнических отношений представляется настолько естественной, что люди забывают, что она является отнюдь не единственно возможной и не бесспорно важнейшей.
В прошлые столетия в большинстве стран Европы, а в настоящее время во многих странах Азии она уступает религиозной парадигме: в Индии, например, различия между индуистами и мусульманами имеют намного большее значение, чем между живущими там многочисленными разноязычными этносами; и острый конфликт между армянами и азербайджанцами в Закавказье начал формироваться в прошлом более на религиозной, чем на этнической основе.
Кроме того национальная (этническая) парадигма нередко уступала и уступает государственной; это особенно характерно для государств, которые

[Back]