27 исторического процесса, к числу которых можно отнести и национальные идеи. Все национальные концепции и национальные (националистические) движения, так или иначе опираются на национальную (этническую) парадигму. Суть этой теории, взятой в качестве образца решения исследовательских задач, состоит в том, что жизнь человеческого общества мыслится преимущественно в национальных (этнических) формах, каждая этническая общность с ее языково-культурными и другими особенностями представляется при этом чем-то вроде биологического вида, исчезновение которого обедняет генофонд Земли (в данном случае культурный фонд человечества)30. Поэтому сохранение такой общности полагается основной целью входящих в нее людей и должно обеспечиваться всеми возможными средствами. Наиболее радикальным из таких средств является обособление этноса в границах своей государственности, ограничение его контактов с инонациональными группами. Национальная (этническая) парадигма в теперешний период обострения межэтнических отношений представляется настолько естественной, что люди забывают, что она является отнюдь не единственно возможной и не бесспорно важнейшей. В прошлые толетия в большинстве стран Европы, а в настоящее время во многих странах Азии она уступает религиозной парадигме: в Индии, например, различия между индуистами и мусульманами имеют намного большее значение, чем между живущими там многочисленными разноязычными этносами; и острый конфликт между армянами и азербайджанцами в Закавказье начал формироваться в прошлом более на религиозной, чем на этнической основе31. 30 Регнум. 24.01. 2003. 31 Архипенко И.10. Политики и политика. М., 2000. с.36. |
65 В историческом материализме, являющимся основой в развитии общественных наук в государствах с коммунистической идеологией, несмотря на признание того, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, не уделялось должного внимания субъективным факторам исторического процесса, к числу которых можно отнести и национальные идеи. Все национальные концепции и национальные (националистические) движения так или иначе опираются на национальную (этническую) парадигму. Суть этой теории, взятой в качестве образца решения исследовательских задач, состоит в том, что жизнь человеческого общества мыслится преимущественно в национальных (этнических) формах, каждая этническая общность с ее языково-культурными и другими особенностями представляется при этом чем-то вроде биологического вида, исчезновение которого обедняет генофонд Земли (в данном случае культурный фонд человечества), поэтому сохранение такой общности полагается основной целью входящих в нее людей и должно обеспечиваться всеми возможными средствами. Наиболее радикальным из таких средств является обособление этноса в границах своей государственности, ограничение его контактов с инонациональными группами. Национальная (этническая) парадигма в теперешний период обострения межэтнических отношений представляется настолько естественной, что люди забывают, что она является отнюдь не единственно возможной и не бесспорно важнейшей. В прошлые столетия в большинстве стран Европы, а в настоящее время во многих странах Азии она уступает религиозной парадигме: в Индии, например, различия между индуистами и мусульманами имеют намного большее значение, чем между живущими там многочисленными разноязычными этносами; и острый конфликт между армянами и азербайджанцами в Закавказье начал формироваться в прошлом более на религиозной, чем на этнической основе. Кроме того национальная (этническая) парадигма нередко уступала и уступает государственной; это особенно характерно для государств, которые |