28 Кроме того, национальная (этническая) парадигма нередко уступала и уступает государственной. Это особенно характерно для государств, которые образовались на базе различных по своему этническому происхождению групп иммигрантов (США, Канада и др.), но и достаточно четко проявляется и в полиэтнических демократических странах Европы. Чувство гражданства в Швейцарии или во Франции обычно превосходит чувство принадлежности к той или иной языково-культурной группе страны. Есть и особая личностная парадигма, в которой на первый план выдвигается неповторимая индивидуальность каждого человека безотносительно к его этнической, религиозной или государственной принадлежности. Именно она считается главной в демократическом обществе и утверждена в ООН известной Декларацией прав человека. В националистических же проектах преобладает идея суверенитета нации и абсолютно отринута общегуманистическая идея суверенитета личности. Нации отдается право монополизировать некий «статус» ведущей силы нового социального обустройства. В этой связи немецкий философ К.Ясперс отмечал приоритетное становление теперь прав человека и отдельных сообществ, а также то, что «в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что это (национализм авт.) не затронуло всех. Теперь речь идет о чем-то взаимосвязанном ио своему внутреннему значению, а фактически разделенном, но о целостности, внутри которой происходит постоянное общение".32 По твердому убеждению большинства социологов, историков вносить решающий вклад в развитие цивилизации сейчас будут те народы, которые дадут возможность личности раскрыть свой творческий потенциал и сумеют поставить ее интересы выше интересов клана, этноса, государства. Человечество идет к утверждению приоритета и свободы личности. 32 Каплун И. Н. История свободы: анализ политических учений. М.. 2001. c.SO. |
66 образовались на базе различных по своему этническому происхождению групп иммигрантов (США, Канада и др.), но и достаточно четко проявляется и в полиэтнических демократических странах Европы; чувство гражданства в Швейцарии или во Франции обычно превосходит чувство принадлежности к той или иной языковокультурной группе страны. Есть и особая личностная парадигма, в которой на первый план выдвигается неповторимая индивидуальность каждого человека безотносительно к его этнической, религиозной или государственной принадлежности; именно она считается главной в демократическом обществе и утверждена в ООН известной Декларацией прав человека. В националистических же проектах преобладает идея суверенитета нации и абсолютно отринута общегуманистическая идея суверенитета личности. Нации отдается право монополизировать некий "статус" ведущей силы нового социального обустройства. В этой связи немецкий философ К.Ясперс отмечал приоритетное становление теперь прав человека и отдельных сообществ , а также то, что "в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что это (национализм авт.) не затронуло всех... Теперь речь идет о чем-то взаимосвязанном по своему внутреннему значению, а фактически разделенном, но о целостности, внутри которой происходит постоянное общение ". [53] По твердому убеждению большинства социологов, историков вносить решающий вклад в развитие цивилизации сейчас будут те народы, которые дадут возможность личности раскрыть свой творческий потенциал и сумеют поставить ее интересы выше интересов клана, этноса, государства. Человечество идет к утверждению приоритета и свободы личности. Исторически явственно выделялись два вида национализма: национализм, исходящий из идейных оснований; и национализм, основывающийся на кровном родстве. |