30 посткоммунистической Европе была сдержанной и основывалась на отказе предоставлять помощь силам националистического сепаратизма. Но в дальнейшем устоять перед искушением, использовать исторический шанс, оказалось трудно. Поддержка Западом образовавшихся суверенных государств стала осевой линией его политики. США страна всерасововсеэтнического единства, страна объединительных принципов Линкольна признала де-факто значимость кровного фактора34. В конечном счете, кровнородственный национализм стал препятствием на пути сближения Запада и Востока. На международной арене появились силы, прямо заинтересованные во взаимоотчуждении России и Запада. Это, прежде всего националистические силы в бывших советских республиках, чей престиж, влияние и власть зависят от политической поляризации на континенте. Компромиссность снижает националистический ажиотаж. Для пафоса национальной жертвенности требуется накал страстей, обстановка горечи и страха, когда люди обращаются к элементарным чувствам, главенствующим среди которых выступает кровная принадлежность35. Нынешний национализм не является плагиатом прошлого. Так, национализм традиционного типа выступал не только как средство вычленения общности, осознающей себя нацией, но и как способ ее интеграции объединения далеко не идентичных этнолингвистических групп. В рамках современного воинствующего национализма интегрирующая функция, за небольшими исключениями, если не исчезла, то, по меньшей мере, оказалась отодвинутой на задний план. Концепция формирования нации в результате интеграции разнородных общностей заменяется идеей этнической (этнократической) самодостаточности, вычленения по признакам этнической и лингвистической идентичности. 34 КавалерОяни И. Русский путь и русский вопрос. Ныо-Йорк. 2003, С.65. 35 Осипов И. Н. Национализм: путь в никуда? Киев, 2001. С.45. |
67 Классической страной, руководствующейся "идейным национализмом", являются США. В Декларации независимости и в Конституции США нет упоминания о праве нации на самоопределение, братстве по крови и прочих коллективно-эмоциональных, основанных на общей памяти (а не на общих интересах) чертах. Высшие права граждан были поставлены в основу строительства нации. Такие страны, как США, Франция, Великобритания, Испания, Италия, государства Латинской Америки и Скандинавии, прежний Советский Союз и большинство других государств мира делали основой своего национального существования ту или иную идею, общую историю и общие интересы, а не кровное родство. По принципу кровной общности строили свою государственность Япония и Германия, которые базировали свое национальное единство на биологической общности тех, в чьих жилах течет соответственно японская и германская кровь. В конституциях обоих государств таится немало препонов для получения гражданства. Важнейшим обстоятельством наступления национализма явилось то, что в постсоциалистических странах (за исключением России) националистическое замещение прежней коммунистической идеологии произошло по второму типу национализма "по крови". Если крушение коммунизма произошло под лозунгом сближения с Западом, имитации его политико-социальной системы, то в национальном вопросе развалившийся Восток подражал лишь германо-японским частям западного мира. Реакция ведущих западных стран на такое развертывание событий была неоднозначной. Первая реакция Вашингтона на проявление национализма в посткоммунистической Европе была сдержанной и основывалась на отказе предоставлять помощь силам националистического сепаратизма. Но в дальнейшем устоять перед искушением использовать исторический шанс оказалось трудно. Поддержка Западом образовавшихся суверенных государств стала осевой линией его политики. США страна 68 всерасово-всеэтнического единства, страна объединительных принципов Линкольна признала де-факто значимость кровного фактора. В конечном счете кровнородственный национализм стал препятствием на пути сближения Запада и Востока. На международной арене появились силы, прямо заинтересованные во взаимоотчуждении России и Запада. Это прежде всего националистические силы в бывших советских республиках, чей престиж, влияние и власть зависят от политической поляризации на континенте. Компромиссность снижает националистический ажиотаж. Для пафоса национальной жертвенности требуется накал страстей, обстановка горечи и страха, когда люди обращаются к элементарным чувствам, главенствующим среди которых выступает кровная принадлежность. Нынешний национализм не является плагиатом прошлого. Так, национализм традиционного типа выступал не только как средство вычленения общности, осознающей себя нацией, но и как способ ее интеграции объединения далеко не идентичных этнолингвистических групп. В рамках современного воинствующего национализма интегрирующая функция, за небольшими исключениями, если не исчезла, то, по меньшей мере, оказалась отодвинутой на задний план. Концепция формирования нации в результате интеграции разнородных общностей заменяется идеей этнической (этнократической) самодостаточности, вычленения по признакам этнической и лингвистической идентичности. Национализм в прошлом выступал, как правило, в региональных масштабах, хотя время от времени его вспышки накладывали глубокий отпечаток и на мировое развитие. Сегодня он во все большей степени приобретает глобальный характер. Волна, а также всесокрушающее цунами национальных эмоций, бескомпромиссного сепаратизма, яростной ксенофобии, окрашенных в цвета клерикального фундаментализма, накатывает с континента на континент, не разбирая границ. |