Проверяемый текст
Баранов, Николай Алексеевич; Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы (Диссертация 1998)
[стр. 35]

35 Наиболее простым способом отмежеваться от старого режима была переориентация па использование этнических норм.
Ведь этничность дает человеку “чистую” идентичность, на которую не влияют ни его положение при прежнем режиме, ни его прежняя партийная принадлежность.
Чем сильнее и обоснованнее подозрения в соучастии, тем сильнее давление и соблазн прибегнуть к подобному выходу, что, вероятно, и объясняет силу националистических чувств, выражаемых бывшими коммунистическими (а ныне обратившимися в
иационал-популистскис) лидерами в Сербии, Украине, Болгарии, Словакии, Хорватии, Молдавии, Румынии.
Как можно показать на примере
Януковича или Успаских, единственно мыслимая стратегия, доступная политическим лидерам для обретения политической поддержки, добиваться общественного одобрения в качестве внепартийной патриотической силы, стремящейся представлять первостепенные интересы своих граждан.
Родственным мотивом переориентации на этнические нормы, которым могут руководствоваться элиты особенно в республиках бывшего Советского Союза является стремление избавиться от держателей власти и других элит прежнего режима, заменив их
«своими» людьми из числа лиц, имеющих соответствующее этническое происхождение42.
Поскольку перспективы на быстрое улучшение экономической ситуации остаются мрачными, возникает экономическая потребность в границах.
Экономический кризис сделал жизненно важным сохранять и защищать то, чем обладает республика.
Так, отделяясь от Советского Союза, республики Балтии и Украина стремились посредством такого отделения облегчить себе процесс догоняющей модернизации и получить дополнительные шансы на вступление в единый европейский дом в лице Европейского союза или Европейской ассоциации свободной торговли.

42 Полис.
12.2002.
[стр. 72]

72 Происходящие в мире этнические конфликты недвусмысленно показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов.
И тем не менее эта политика имеет место в ряде посткоммунистических стран, что, как считает автор, может быть объяснено следующими факторами.
Представители политической элиты посткоммунистических обществ испытывают острую потребность отмежеваться от старого режима, особенно, если их подозревают в том, что они ранее были его сторонниками.
Участие в этнических и националистических политических инициативах помогает человеку обозначить свою дистанцированность от прежнего режима.
Коммунистическая идеология навязывала искусственные наднациональные узы.
Поэтому естественно, что новые условия повлекли за собой стремление восстановить и снова обрести национальное прошлое, вновь найти национальную идентичность.
Наиболее простым способом отмежеваться от старого режима была переориентация
на использование этнических норм.
Ведь этничность дает человеку “чистую” идентичность, на которую не влияют ни его положение при прежнем режиме, ни его прежняя партийная принадлежность.
Чем сильнее и обоснованнее подозрения в соучастии, тем сильнее давление и соблазн прибегнуть к подобному выходу, что, вероятно, и объясняет силу националистических чувств, выражаемых бывшими коммунистическими (а ныне обратившимися в
национал-популистские) лидерами в Сербии, Украине, Болгарии, Словакии, Хорватии, Молдавии, Румынии.
Как можно показать на примере
Кравчука или Ландсбергиса, единственно мыслимая стратегия, доступная политическим лидерам для обретения политической поддержки, добиваться общественного одобрения в качестве внепартийной патриотической силы, стремящейся представлять первостепенные интересы

[стр.,73]

73 своих граждан.
Родственным мотивом переориентации на этнические нормы, которым могут руководствоваться элиты особенно в республиках бывшего Советского Союза является стремление избавиться от держателей власти и других элит прежнего режима, заменив их
“своими” людьми из числа лиц, имеющих соответствующее этническое происхождение.
Поскольку перспективы на быстрое улучшение экономической ситуации остаются мрачными, возникает экономическая потребность в границах.
Экономический кризис сделал жизненно важным сохранять и защищать то, чем обладает республика.
Так, отделяясь от Советского Союза, республики Балтии и Украина стремились посредством такого отделения облегчить себе процесс догоняющей модернизации и получить дополнительные шансы на вступление в единый европейский дом в лице Европейского союза или Европейской ассоциации свободной торговли.

Кроме того, принятие негативных установок относительно других этнических групп и объявление их виновными в нынешних экономических неурядицах могут принести психологическое утешение и облегчение, которые помогают людям переносить нужду и экономическую неопределенность.
Потребность в четких границах могла бы быть реализована, если бы имелось сильное государство, способное навязать жесткие внутренние и внешние правила распределения.
Но так как народы отделившихся республик вполне обоснованно ощущают, что их государства не в состоянии навязать такого рода правила, то тем “целым”, частью которого люди себя считают, оказалось уже не государство, а нация или этническая группа.
В итоге основным критерием соотнесения человека с какой-либо общностью стало не удостоверение личности, а язык, на котором он говорит.
Головной болью для республик, вставших на самостоятельный путь развития, являются внутренние меньшинства, являющиеся внешними меньшинствами соседних государств, которые, в свою очередь, предстают в роли государствпокровителей данных

[Back]