Проверяемый текст
Баранов, Николай Алексеевич; Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы (Диссертация 1998)
[стр. 38]

3S Этничность и национальная принадлежность представляются людям теми единственными типами общности, которые способны дать направление коллективному действию, тогда как вновь созданные политические партии, профсоюзы, профессиональные и иные объединения часто наталкиваются на безразличное отношение, как отдельных избирателей, так и целых их групп.
Так, одно время в Праге получила хождение шутка, в которой точно отражена популистская логика национализма: “У левых нет идеологии, у правых денег.
Единственное, что остается, это национализм”4'.
Поскольку ценности плюрализма, терпимости и компромиссов в политической культуре получивших независимость стран практически полностью отсутствуют, а состояние их экономики плачевно и, соответственно, переключение с вопросов идентичности на вопросы материального распределения материальных благ в обозримом будущем вряд ли реально, то этнократическая непреклонность кажется элитам наиболее рациональной стратегией, тем более что она находит отклик у избирателей и делает положение элит более устойчивым4748.
Национализм может стать и на деле является необычайно эффективным средством.

Он способен мобилизовать дремлющие сообщества на решение внутренних и внешних проблем.
Ощущение исконных, почти семейных уз, дух сплоченности, которые возникают посредством апелляции к общей судьбе нации или этнической группы, в состоянии стимулировать столь необходимые в переходном процессе способность терпеть лишения, взаимопомощь и терпеливость.
С прошествием времени первоначальная фактическая поддержка Западом «кровного» принципа в государственном строительстве начала подвергаться серьезным сомнениям.
Растет понимание того, что возобладание этого принципа над конституционно-идейным основанием государственности
47 Независимая газета.
12,09,02.
48 Там же.
[стр. 75]

75 прибегнуть к мерам, направленным на вытеснение представителей меньшинств с тем, чтобы затем конфисковать их имущество, брошенное при переезде.
Среди таких мер можно назвать лишение меньшинств гражданских прав, в том числе права участвовать в процессе приватизации, подход, получивший широкую поддержку в Латвии и Эстонии.
Этничность часто используется политиками в качестве средства реализации личных амбиций, что приводит к национал-популизму.
Этот факт иногда осознается и самими избирателями.
Этничность и национальная принадлежность представляются людям теми единственными типами общности, которые способны дать направление коллективному действию, тогда как вновь созданные политические партии, профсоюзы, профессиональные и иные объединения часто наталкиваются на безразличное отношение как отдельных избирателей, так и целых их групп.
Так, одно время в Праге получила хождение шутка, в которой точно отражена популистская логика национализма: “У левых нет идеологии, у правых денег.
Единственное, что остается, это национализм”.
Поскольку ценности плюрализма, терпимости и компромиссов в политической культуре получивших независимость стран практически полностью отсутствуют, а состояние их экономики плачевно и, соответственно, переключение с вопросов идентичности на вопросы материального распределения материальных благ в обозримом будущем вряд ли реально, то этнократическая непреклонность кажется элитам наиболее рациональной стратегией, тем более что она находит отклик у избирателей и делает положение элит более устойчивым.
Национализм может стать и на деле является необычайно эффективным средством
и способен мобилизовать дремлющие сообщества на решение внутренних и внешних проблем.
Ощущение исконных, почти семейных уз, дух сплоченности, которые возникают посредством апелляции к общей судьбе нации или этнической группы, в состоянии


[стр.,76]

76 стимулировать столь необходимые в переходном процессе способность терпеть лишения, взаимопомощь и терпеливость.
С прошествием времени первоначальная фактическая поддержка Западом "кровного" принципа в государственном строительстве начала подвергаться серьезным сомнениям.
Растет понимание того, что возобладание этого принципа над конституционно-идейным основанием государственности
пробуждает чудовищный потенциал конфликтов, первоначальной формой которых будут этнические чистки.
Ряд политологов, общественных и политических деятелей вступили в полемику.
Исследователь национализма У.Пфафф в монографии "Гнев наций" выразился так: "Национализм, конечно же, абсурден по своей внутренней сути.
Почему сугубая случайность везение или невезение рождение в качестве американца, албанца, шотландца или островитянина с Фиджи могут налагать обязательства, которые определяют индивидуальную жизнь и структуру общества, равно как и включать данного человека в конфликт с другими?".
Не подвергается сомнению тот факт, что национализм обладает огромной взрывной силой, а также то, что в условиях исчезновения политической идеологии он может стать национальной религией.
Главный редактор журнала "Форин полиси" Ч.У.Мейнс предупреждает, "вражда между этническими группами начинает соперничать по важности с распространением ядерного оружия в качестве наиболее серьезной угрозы миру".
По мнению У.Пфаффа, "идея этнической нации представляет собой постоянное провоцирование войны".
Участники полемики признают, что всеобщее право на национальное самоопределение представляет собой шаг назад в историческом развитии.
Издатель журнала "Общественное мнение" А.Этциони убежден, что в современном мире движения, преследующие цель самоопределения, подрывают потенциал

[стр.,179]

179 Кризис коммунистической идеи в СССР в конце 80-ых начале 90-ых годов привел к образованию морально-идеологического вакуума, который и был заполнен национализмом.
Ощущение исконных уз, дух сплоченности, который возникает посредством апелляции к общей судьбе нации или этнической группы, в состоянии стимулировать столь необходимые в переходном процессе способность терпеть лишения и оказывать взаимопомощь.
Обострению национальных отношений способствует отсутствие реально действующих механизмов их разрешения, что было характерно для республик бывшего Советского Союза.
Поэтому национализм явился формой выражения национального интереса.
В результате исследования автор пришел к выводу, что основой национализма в постсоветских республиках стали не только стремление к национальному самоутверждению, накопившиеся социальные, экономические и другие проблемы, но и сознательное стремление некоторых политиков использовать проявления национальных чувств народа для удовлетворения личных политических амбиций.
Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой в зависимости от направленности политики, где сталкиваются и согласуются национальные интересы.
Автор считает, что к национализму также ведут гипертрофированное национальное самосознание, непомерная национальная гордость, однобокий автостереотип, а иногда и уязвимые национальные чувства, уязвленная историческая память этноса..
В постсоветский период верх взяла политическая программа этнонационализма, суть которой состоит в том, что нации объявляются тем типом этнической общности, который

[Back]