39 пробуждает чудовищный потенциал конфликтов, первоначальной формой которых будут этнические чистки. Ряд политологов, общественных и политических деятелей вступили в полемику. Исследователь национализма У.Пфафф в монографии «Гнев наций» выразился так: «Национализм, конечно же, абсурден по своей внутренней сути. Почему сугубая случайность везение или невезение рождение в качестве американца, албанца, шотландца или островитянина с Фиджи могут налагать обязательства, которые определяют индивидуальную жизнь и структуру общества, равно как и включать данного человека в конфликт с другими?»4950. Не подвергается сомнению тот факт, что национализм обладает огромной взрывной силой, а также то, что в условиях исчезновения политической идеологии он может стать национальной религией. Главный редактор журнала «Форин полней» Ч.У.Мейнс предупреждает, «вражда между этническими группами начинает соперничать по важности с распространением ядерного оружия в качестве наиболее серьезной угрозы миру». По мнению У.Пфаффа, «идея этнической нации представляет собой 50 постоянное провоцирование воины» . Участники полемики признают, что всеобщее право на национальное самоопределение представляет собой шаг назад в историческом развитии. Издатель журнала «Общественное мнение» А.Этциони убежден, что в современном мире движения, преследующие цель самоопределения, подрывают потенциал демократического развития в новых независимых странах и подвергают опасности основания народоправства в демократических государствах. «Наступило время лишить морального одобрения большинство из этих движений и увидеть в них то, чем они, собственно, и являются, деструктивную силу»51. 49 Западные политологи о России. М. 2003. с.76. 50 Там же. 51 Там же. |
76 стимулировать столь необходимые в переходном процессе способность терпеть лишения, взаимопомощь и терпеливость. С прошествием времени первоначальная фактическая поддержка Западом "кровного" принципа в государственном строительстве начала подвергаться серьезным сомнениям. Растет понимание того, что возобладание этого принципа над конституционно-идейным основанием государственности пробуждает чудовищный потенциал конфликтов, первоначальной формой которых будут этнические чистки. Ряд политологов, общественных и политических деятелей вступили в полемику. Исследователь национализма У.Пфафф в монографии "Гнев наций" выразился так: "Национализм, конечно же, абсурден по своей внутренней сути. Почему сугубая случайность везение или невезение рождение в качестве американца, албанца, шотландца или островитянина с Фиджи могут налагать обязательства, которые определяют индивидуальную жизнь и структуру общества, равно как и включать данного человека в конфликт с другими?". Не подвергается сомнению тот факт, что национализм обладает огромной взрывной силой, а также то, что в условиях исчезновения политической идеологии он может стать национальной религией. Главный редактор журнала "Форин полиси" Ч.У.Мейнс предупреждает, "вражда между этническими группами начинает соперничать по важности с распространением ядерного оружия в качестве наиболее серьезной угрозы миру". По мнению У.Пфаффа, "идея этнической нации представляет собой постоянное провоцирование войны". Участники полемики признают, что всеобщее право на национальное самоопределение представляет собой шаг назад в историческом развитии. Издатель журнала "Общественное мнение" А.Этциони убежден, что в современном мире движения, преследующие цель самоопределения, подрывают потенциал 77 демократического развития в новых независимых странах и подвергают опасности основания народоправства в демократических государствах. "Наступило время лишить морального одобрения большинство из этих движений и увидеть в них то, чем они, собственно, и являются, деструктивную силу". Развал уже существующих государств не приведет к созданию новых стабильных демократий, но почти наверняка вызовет новые расколы и новые вспышки этнической вражды, в которых мало будет приобретено и много потеряно. Американский аналитик особо отмечает, что силы, стремившиеся к развалу СССР, осуществляли "передачу власти от обращенного к реформаторской деятельности парламента, наиболее свободно избранного, к малым группам республиканских лидеров, многие из которых не были избраны демократическим способом... Короче говоря, самоопределение в прежнем СССР чаще всего ослабляло демократию". Вывод из полемики: рвущиеся к самоопределению национальные группы обрекают себя на прогрессирующее отставание. [55] Если национальный романтизм ХIХ века совпадал с логикой социальноэкономического развития, когда национальное чувство было практически тождественно экономическому интересу и демократическому умонастроению, то в ХХ веке национализм, все более расходясь с теперь уже надгосударственными и транснациональными тенденциями экономического развития, становится орудием самосохранения социальноэкономических структур, доминирование которых вступает в противоречие с логикой экономики. Среди большинства стран мира фактически нет разногласий в том, что для регулирования межнациональных споров экономические методы предпочтительнее любых других. Именно экономический прогресс позволяет снять изначальное противоречие между стремлением этноса повышать уровень благополучия абсолютно, так и относительно. Право самоопределяющегося литовца или хорвата кончается там, где оно начинает |