стереотипов, но не для построения теории. Автор усматривает, что в своей тривиальной форме дифиценарная модель определяет отношение общества к старому человеку, формируя представление о том, что дряхлость, болезни, утрата социальной роли, недомогания естественным образом являются признаками старости и, следовательно, не могут стать объектом терапевтических усилий. Такое представление упрощает положение вещей. Сложность процессов старения и эмпирическое отношение к пожилым людям редко дает адекватную картину. Недостатком здесь является смешение эмоционального отношения к пожилым людям и рационального обсуждения вопроса, т.е. знания. Опросы и исследования, проведенные в США и Швеции, показали, что молодое поколение не имеет ясного понимания жизни и проблем пожилых. Молодежь склонна драматизировать социальное положение пожилых людей в противовес их субъективному восприятию своих условий жизни как удовлетворительных. Источниками стереотипных представлений о старости являются отсутствие объективной информации о жизни старших поколений, страх перед старостью у молодых людей, а также особенности социальной системы. Одной из самых социальных теорий старения, которую можно отнести к дифиценарным, является теория отчуждения, которая исходит из того, что для продолжения нормального функционирования и развития общества пожилые люди должны постепенно дистанцироваться от социальной системы и сокращать свое взаимодействие с другими людьми. Такое «освобождение» социальных ролей и отклонение межличностных контактов предоставляет пожилым людям подготовиться к следующему этапу смерти. Заметим, что современные социально-геронтологические исследования, исходящие из одного общего концептуального принципа, который гласит, что старение естественный и психосоциальный процесс, выходящий за пределы оценочных суждений, и должен быть освобожден от негативных стереотипов, 180 |
271 о сложности старения человеческого организма, но и помогают формировать социальную политику по отношению к старикам. Дефицитарная модель. Если представлять старение как процесс неуклонного разрушения и распада, ведущего к потерям эмоциональных и интеллектуальных способностей, затруднениям в приспособляемости, приверженности к старому и привычному, полной утрате активности, снижению и замедлению реакции, то таким образом за этим периодом закрепляются ущербность и неполноценность, которые позволяют обществу рассматривать старость как болезнь. Вытекающий из этого негативный стереотип старения не подтвержден научно. Позиция дефицитарной модели уже потому является сомнительной, что эмпирические наблюдения и статистические выводы, распространенные высказывания создали базис для общепризнанных стереотипов, но не для построения теории. В своей тривиальной форме дефицитарная модель определяет отношение общества к старому человеку, формируя представление о том, что дряхлость, болезни, утрата социальной роли, недомогания естественным образом являются признаками старости и, следовательно, не могут стать объектом терапевтических усилий. Такое представление упрощает сложность процессов старения. Эмпирическое изучение отношения к пожилым людям редко дает адекватную картину. Недостатком здесь является смешение эмоционального отношения к ним и рационального суждения об их положении, т. е. знания. Опросы и исследования, проведенные в США и Швеции, показали, что молодое поколение не имеет ясного понимания жизни и проблем пожилых. Молодежь склонна драматизировать социальное положение пожилых в противовес их субъективному восприятию своих условий как удовлетворительных. Источниками стереотипов о старости считаются: отсутствие объективной информации о жизни старших поколений, страх перед старостью у молодых людей, социальные системы. Одной из самых известных социальных теорий старения, которую можно отмести к дефицитарной, является теория отчуждения, которая исходит из того, что для продолжения нормального функционирования и развития общества пожилые люди должны постепенно дистанцироваться от социальных систем и снижать свое взаимодействие с другими людьми. Такое освобождение от социальных ролей и отдаление от межличностных контактов предоставляет им возможность подготовиться к следующему этапу — смерти. Современные социально-геронтологические исследования, исходящие из одного общего и концептуального принципа, который гласит, что старение — естественный и психосоциальный процесс, выходящий за пределы оценочных суждений, и должен быть освобожден от негаЭ. Эриксон считал, что именно в пожилом возрасте происходит интеграция Эго |