созданных человеком на протяжении многих веков. Передовая наука в значительной степени ориентирована на создание нового социального образа «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритической интерпретации демографических и исторических сведений. Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранения способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой направление уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимодействия множества взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности. Такое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистическое отношение к старости. Предметом особого внимания Н.П. Щукиной является приведенная им концепция так называемой «торжествующей старости» или «благородной старости», противостоящей теории отчуждения. Первая в своей основе содержит теорию деятельности, или активности. В ней речь идет о создании в обществе в самом человеке усилий, которые обеспечивали бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека. Пожилые люди должны быть активными членами общества, стараясь сохранить потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни. Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли смогут в силу разных причин поддерживать уровень своей жизнедеятельности неизменным. При сравнении этих категорий негативизма одной и идеализма другой представляется вполне реалистичным и оптимистичным предложенные М. Леве и Ш. Пешестье социокультурные характеристики старости. Они считают, что старость это слабость, в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старости не отнимается ее «место под солнцем». Пожилые люди, полностью располагают 181 |
тивных стереотипов, созданных человеком на протяжении многих веков. Передовая наука в значительной мере ориентирована па создание нового социального образа «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритичной интерпретации демографических и исторических сведений. Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранение способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой нарастание уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимодействия множественности взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности. Такое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистичное отношение к старости. Активно разрабатываемая концепция так называемой «торжествующей»-, или благополучной, старости противостоит теории отчуждения. Первая в своей основе содержит теорию деятельности, или активности. В ней речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека. Пожилые люди должны быть активными членами общества, стараясь сохранять потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни. Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли сможет в силу разных причин поддерживать уровень своей жизнедеятельности неизменным. При сравнении этих теорий, негативизма одной и идеализма другой, представляются вполне реалистичными и оптимистичными предлагаемые М. Леве и Ш. Пеллетье социокультурные характеристики старости. Они считают, что старость — это слабость в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старика не отнимешь его «место под солнцем». Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, меньше дел, отложенных «на потом». Престарелые перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретая самоидентичность. В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их значимость в собственной жизни. В сознании старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего. ВОЗ предлагает рассматривать старение человека как физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла. Множество факторов (условия среды, заболевания и др.) влияет на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов. Хронологическая согласованность проявлений индивидуального развития, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий. Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего» возраста. Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни. Г. П. Медведева считает, что в Российской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от |